Геопортал "Атомфлот"
Решаемые задачи
Повышение безопасности и экономической эффективности судоходства на трассах Северного морского пути. Благодаря высокой оперативности получения и значительному охвату акватории спутниковые данные являются одним из самых эффективных инструментов при обеспечении судоходства в акваториях замерзающих морей. Спутниковая информация о ледовой обстановке используется для обеспечения ледокольных операций проводимых ФГУП «Атомфлот» в акваториях Баренцева, Белого, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей, моря Лаптевых, а также устьев рек Обь, Енисей, Лена.
Результаты реализации проекта
Для обеспечения оперативного получения данных космического мониторинга Заказчиком специалистами «СКАНЭКС» был разработан специализированный портал «Космоснимки-Атомфлот». В результате получения и обработки спутниковой информации Заказчик получает через портал набор данных, применяемых в дальнейшем для решения задач ФГУП «Атомфлот»:
- ортофототрансформированные данные спутниковой съемки на акваторию интереса;
- векторный слой местоположения судов на момент съемки;
- векторный слой результатов дешифрирования (разделение объектов вода-лед, айсберги, стамухи);
- векторный слой типов льда;
- информация о судовой обстановке поданным системы автоматической идентификации судов (АИС);
- результаты оперативного моделирования дрейфа пассивно движущихся объектов (ледовые поля, айсберги, потерявшие ход суда).
Методика взаимодействия
Космические снимки принимаются на собственную сеть станций компании «СКАНЭКС», оперативно передаются заказчику с помощью закрытого FTP-сервиса и размещаются на специальном портале «Космоснимки-Атомфлот». Обработка снимков производится посредством визуально-интерактивного метода экспертного дешифрирования. Проводится комплексный анализ снимков с использованием дополнительной информации, данных системы АИС, ветровой обстановки и т.д. Моделирование дрейфа пассивно движущихся объектов (ледовые поля, айсберги, потерявшие ход суда) проводится с использованием программы ScanDrifter. Карты типов льда изготавливаются совместно со специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
Практическая ценность
В последнее время наблюдается заметный рост активности в освоении шельфа северных морей и всего Арктического региона, что сопровождается увеличением интенсивности грузоперевозок в Арктике. В связи с этим возрастает потребность информационного обеспечения для повышения безопасности судоходства.
Результаты работ могут использоваться для решения следующих задач:
- обеспечение информацией о ледовой обстановке в акваториях;
- получение информации о судовой обстановке;
- планирование ледокольных операций;
- мониторинг состояния аварийных судов (севших на мель, затертых во льдах ит.д.);
- мониторинг состояния замерзающих портов;
- мониторинг опасных ледовых объектов (айсберги, стамухи);
- мониторинг состояния объектов нефтегазового комплекса на шельфе.
Необходимые данные
Акватории Арктического региона часто оказываются закрыты сплошной облачностью, поэтому наиболее информативными данными об их состоянии являются обзорные радиолокационные снимки. Они используются для решения большинства задач (ледовая и судовая обстановка, ледокольные операции и т.д.). Оптические снимки низкого пространственного разрешения, полученные в малооблачную погоду, используются в качестве дополнительного источника информации о ледовой обстановке. Оптические снимки высокого и сверхвысокого пространственного разрешения используются для мониторинга опасных объектов, обстановки замерзающих портов, состояния объектов нефтегазового комплекса и аварийных судов. Данные системы АИС эффективно дополняют информацию о судовой обстановке.
Предлагается следующий оптимальный набор данных:
- радиолокационные снимки низкого пространственного разрешения, получаемые с частотой, необходимой для решения конкретной задачи (от1снимка в1-3суток, до1-3 снимков в сутки);
- оптические снимки низкого пространственного разрешения, получаемые с частотой 4-8 раз в сутки;
- оптические снимки высокого и сверхвысокого пространственного разрешения, получаемые с частотой, необходимой для решения конкретной задачи (от1снимка в1-5суток, до1-2 снимков в сутки);
- данные системы АИС;
- метеорологические и океанографические данные (скорость и направление ветра, местные течения и т.д.);
- векторные данные (общий маршрут следования каравана, маршрут подхода к порту ит.д.);
- карты и схемы, необходимые для решения конкретной задачи (лоции морей, проливов и заливов, схемы портов и т.д.).
По всем интересующим вопросам обращайтесь в Департамент оперативного мониторинга - disaster@scanex.ru