Bellona: В то время как российские нефтегазовые компании готовятся к освоению Арктического шельфа, специалисты экстренных служб пытаются решить, как быть с авариями, неизбежными при таких работах. Проблем много: от спутникового мониторинга и моделирования поведения нефтяного пятна до ликвидации разливов и привлечения виновных к ответственности.
Издалека долго течет нефтяная пленка
Именно этим вопросам был посвящен двухдневный семинар, прошедший в Мурманске на прошедшей неделе и завершившийся масштабными учениями по ликвидации аварийного разлива нефти.
Для определения направления движения нефтяного пятна необходимо знать, в частности, течения акватории – с этим у нас большая проблема. Например, последний план течений небольшого и очень узкого Кольского залива был сделан в СССР в 1972 году, что уж говорить о течениях в Баренцевом море.
«Думаю, что план течений Кольского залива уже не совсем соответствует истине. К сожалению, Мурманский Росгидромет не может моделировать поведение нефтяных разливов», — рассказала на конференции начальник Росгидромета по Мурманской области Елена Сиеккенен.
Кроме того, для того чтобы понять, как поведет себя нефтяное пятно просто в акватории (не говоря уже о ледовых условиях) – на сколько растянется, сколько нефтепродуктов осядет на дно, необходимо знать химический состав этих нефтепродуктов. А с этим еще одна большая проблема – по действующему и крайне скудному российскому экологическому законодательству суда не обязаны сдавать пробы топлива и перевозимой нефти.
Вот владельцы и капитаны судов и не спешат сдавать пробы нефтепродуктов, поскольку, обладая такой информацией, очень несложно будет найти виновников разливов.
По словам государственного инспектора Департамента Роприроднадзова по СЗФО Игоря Котяша, существуют большие примеры с привлечением к ответственности виновных как за разливы, так и за сбросы в акваторию Кольского залива.
Спутниковая съемка
Обычно для таких целей используется спутниковый мониторинг. Например, компания «СКАНЭКС» занимается спутниковой съемкой уже более 20 лет. По словам ее ведущего специалиста Натальи Евтушенко, благодаря спутниковым данным в 2008 году было задержано судно-виновник загрязнения в акватории Черного моря.
Одно плохо – ни эта методика, ни какая другая, не закреплена юридически. Другими словами, результаты мониторинга пока не использовались в российских судах для обвинения виновников загрязнений. Хотя, теоретически, такие результаты могут являться поводом для возбуждения уголовного дела.
Экологическая служба Северного Флота несет вахту
Ни для кого не секрет, что в образовании нефтяной пленки на значительной поверхности акватории Кольского залива зачастую обвиняют корабли Северного Флота. «Военную тайну» из этого не стали делать и на этот раз.
Выступая на конференции, представитель экологической службы Северного Флота Елена Бусырева рассказала, как ведомство работает с вопросами загрязнения окружающей среды.
По ее словам, в 2009 году ведомство получило специальный катер «Гребешок» с уникальным оборудованием. На нем есть и оборудование для локализации аварийных разливов нефти, и автоматическая измерительная система гидрохимикофизических параметров водной среды, и система видеонаблюдения. На катере установлена аппаратура для дистанционного обнаружения нефтяных пленок, система придонного водозабора, система непрерывного водоотбора и многое, многое другое.
Но как-то так получилось, что все это фантастическое оборудование, установленное на катере четыре года назад, до сих пор не введено в строй по причине недостаточного финансирования. Поэтому «Гребешок» с уникальным оборудование на борту используется для «визуальных наблюдений».
«На сегодняшний момент идет просто визуальная констатация разливов», — рассказала Елена Бусырева.
Кроме того, даже в случае обнаружения и «визуальной констатации» нефтеразливов, эта информация не поступает никуда, кроме самой экологической службы Северного Флота и его Управления планирования и координации.
Вот и получается, что разработка российского Арктического шельфа еще не началась, а главная водная артерия Мурманской области — Кольский залив — покрыт нефтяной пленкой настолько плотно, что эти пятна легко увидеть со спутника. И что делать с этой пленкой, как не допустить еще большего загрязнения, как привлечь виновных к ответственности – эти вопросы пока остаются без внятных ответов.
В результате мы уже сейчас имеем проблему в виде большого количества углеводородов в грунте (на дне Кольского залива) – это как раз те нефтепродукты, о разливах которых суда предпочти умолчать, чтобы избежать ответственности. Нефть просто осела на дно.
«В России отсутствует норматив по содержанию углеводородов в грунте, но эти покзатели у нас значительно выше, чем у наших ближайших соседей. Так, в среднем заграницей эта цифра составляет приблизительно 0.05 мг/г., в то время как в некоторых районах Кольского залива этот показатель достигает 1.7 мг/г.», — рассказала специалист центра мониторинга окружающей среды «Мурманское УГМС» Алена Устинова.
Источник: http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1369152608.65