Тюленят-бельков защищают при помощи космических технологий
13 Мая 2010
В СМИ (до 2012)
О мерах, которые предпринимаются по защите бельков гренландского тюленя, рассказала в четверг, 13 мая, в эфире радио «Комсомольская правда» (97,2 fm) пресс-секретарь инженерно-технологического центра «СканЭкс» Надежда Пупышева:
— Проект мониторинга ледовой обстановки в акватории Белого моря и организация движения ледоколов и судов в обход залежек беломорской популяции гренландских тюленей в период их щенки мы начали проводить в 2009 году.
В 2009 году к нам обратилась международная организация «Айфа». Они были созданы специально для защиты бельков в свое время, то есть 15 лет жизни руководитель этого фонда потратил на защиту гренландских тюленей. Наша компания, которая развивает технологии оперативного спутникового мониторинга, присоединилась к этому проекту, мягко говоря, на последнем этапе. И нас же попросили помочь с решением такой проблемы.
Когда бельки появляются на свет, они лежат на льдинах вместе с мамами, и мамы периодически уплывают кормиться, а малыши остаются в одиночестве. При этом они совершенно беспомощные в этот момент, потому что еще не умеют плавать, они могут только лежать на льдине и кричать «мама». Знаете, такой человеческий крик получается. Эти детеныши ждут, пока мама придет и покормит их. В этот момент на детенышей тюленей устраивается охота. Но охота прошлой весной официально в России в Белом море была отменена. Но осталась вторая опасность – ледоколы. Ледоколы проходят по льдинам, где лежат бельки, и давят этих детенышей.
Когда мы готовили проект защиты беломорской популяции гренландских тюленей в 2009 году, начальник одного управления в Минтрансе рассказывал, как он сам, когда был капитаном, давил этих бельков, и как к нему приходили женщины из его команды и говорили: «Что ты делаешь? Они же кричат «мама». На самом деле это огромная психологическая травма для человека, и не только для женщин экипажа. А капитан ничего поделать не может, потому что он идет ночью по официальному маршруту, а за ним идет десятка два танкеров или судов. То есть капитан занимается, грубо говоря, своим делом, и его трудно в чем-либо обвинить.
Но мы попытались помочь танкерам и ледоколам обойти эти льдины, где высока концентрация бельков. Вообще космические технологии позволяют даже в условиях низкой освещенности и высокой облачности оценить состояние льда и места, где есть открытая вода, а где на льдинах находятся в высокой концентрации бельки, чтобы обойти эти залежки.
Весной 2010 года мы также проводили мониторинг акватории Белого моря и выдавали рекомендации судам в обход залежек гренландского тюленя. Но в этом году проект прошел по инициативе Росморречфлота, и мы показывали с помощью космосъемки, где сплоченные льды, а где тюлени. Тут возникает такой вопрос: как можно по спутниковой съемке найти таких маленьких детенышей, у которых светлая шерсть на таких же белых льдинах? Есть два типа спутниковой съемки. Это оптическая и радиолокационная.
На оптической съемке, которую мы принимаем, снимки поступают высокого разрешения, и детектируемым признаком определения щенных залежек тюленей являются длинные петляющие следы, которые мамаши этих тюленей оставляют при передвижении по льду, когда выкармливают своих детенышей. Также детектируемым признаком служат округлые лунки, так называемые продыхи, во льдах, к которым и ведут эти следы. Это выглядит как колодец со сходящимися к нему тропками. Точно так же по льдинам сходятся тропки к лункам, и туда мамаша-тюлениха ныряет за рыбой и подкармливает своих детенышей. Эти лунки очень хорошо видны на детальных космических снимках.
По радиолокационной съемке идет определение ледовой обстановки. То есть по ним видно, где есть открытая вода, а где скопление льдов. То есть по этим снимкам можно определить не только маршруты в обход залежек тюленей, но и спрогнозировать лучшие для движения судов маршруты, чтобы ледокол или судно не шло сквозь лед, а шло с полыньей. Ему так проще идти. Это и финансово менее затратно, и по времени более удобно.
Источник: Комсомольская правда (http://murmansk.kp.ru/online/news/667344/)