ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Станционные смотрители

06 Октября 2008
В СМИ (до 2012)
"А можно "подрисовать" на снимке, что рубки нет?", - с надеждой спрашивает российский клиент. Цена вопроса, т.е. заказа - $400 тысяч. "Это невозможно: завтра кто-то снимет ту же территорию", - улыбается директор компании "СканЭкс" <b>Владимир Гершензон</b>. Но российского клиента такой ответ не устраивает. Западные лесопромышленные компании отказались от покупки незаконно вырубленной древесины. Они привержены идее экологической ответственности, вот ведь какие странные. Теперь Федеральному агентству лесного хозяйства не осталось ничего другого, как доказать, что их "кругляк", который предполагалось гнать на экспорт – легален. "Агентству потребовалась витрина, на которой можно выставить товар, - говорит Владимир Гершензон. И мы делаем для них съемку, чтобы они могли осуществлять контроль легальности рубок." Несмотря на то, что "нарисовать" невырубленный лес на месте вырубленного "СканЭкс" отказывается, бизнес компании по продаже космоснимков внутри страны идет неплохо.


Большую часть своих денег "СканЭкс" зарабатывает на другом. Ее профиль – производство наземных станций для приема сигнала со спутника и разработка софта для обработки информации.

<b>Станции для спутниковых данных </b>
"СканЭкс" создали в 1989 году физики Владимир Гершензон и <b>Алексей Иванов</b>. Супруга Владимира <b>Ольга Гершензон</b>, по образованию географ, пришла в компанию в 1991 году. Идея состояла в том, чтобы сделать самую маленькую комплексную станцию приема спутниковой информации с собственным софтом. Наземная станция "СканЭкс" - личная инновация Владимира Гершензона, он ее генеральный конструктор. Поначалу старались локализовать все производство, но со временем – а российская электронная промышленность практически не работает - перешли на западные "запчасти". Единственный полный покупной элемент – "тарелки", приемные антенны. Сегодня часть комплектующих станций производится по заказу самой компании, еще часть закупается. Микросхемы "СканЭкс" покупает только на Западе. Чипы, однако, программируются специалистами "СканЭкс". Сборку и тестирование станций компания размещает на российских заводах.

Размер зеркала антенны, принимающего сигнал – принципиальный момент. Лучший мировой результат сегодня – зеркала на пять метров. Когда в "СканЭкс" начинали разработку самого маленького зеркала в мире, никто не верил в результат. "Говорили, что наша идея противоречит законам сохранения энергии", - смеется Владимир Гершензон. "СканЭкс" сделал антенну диаметром на 2,4 метра. А сделав, начал переговоры о приеме данных с канадских локационных спутников. "Там на нас странно посмотрели, но сказали – попробуйте, - вспоминает Ольга Гершензон. - И мы попробовали". Сертификацию удалось пройти фантастически быстро – за неделю. "Нам сказали, что вооруженные силы США подобную сертификацию проходили год", - всерьез утверждает г-жа Гершензон. Скорость приема сигнала – 180 и 320 Мегабит в секунду.

За первые два года после создания компании удалось продать десять станций. Производство немассовой продукции полного цикла – конкурентное преимущество в "СканЭкс". "Мы производим все – от технологий до программного обеспечения, а таких игроков в мире практически нет".

<b>Российская рыба с израильского спутника </b>
Спутниковую емкость (т.е. возможность получать информацию из космоса) "СканЭкс" арендует только у иностранных спутников – в Индии, Франции, Израиле. Отечественных ресурсов такого рода не хватает. Вот и выходит, что с зарубежных спутников усилиями группы энтузиастов идет информация о российских вырубках, нелегальном вылове рыбы и прочем.

Между тем, "СканЭкс" мог бы работать и с российским спутником. Просили об этом "Роскосмос". "Нам сказали, что данные, идущие со спутника, секретны – и отказали", - сокрушается Владимир Гершензон. В итоге, в России сейчас нет спутника, с которым можно было бы работать.

Сегодня годовой оборот "СканЭкса" составляет $20 млн. Продажа станций занимает 50% от него. Основные покупатели станций платят бюджетными деньгами – МЧС, МПР, университеты. Но именно с ними отношения складываются сложнее всего. Типичная ситуация выглядит так, рассказывает Ольга Гершензон: "Мы приходим в погранслужбу. Говорим: у вас есть проблемы с незаконным рыболовством, у нас – координаты кораблей, занимающихся рыбной ловлей. Сверить координаты и определить, кто занимается этим незаконно – несложно. Решение классное, говорят пограничники. Одна проблема: денег нет. И эта проблема не решается никоим образом".

<b>Что на рынке </b>
Сейчас "СканЭкс" продает в год 10-15 станций. Базовый комплект стоит 6 млн рублей. Но если взять опции подороже, может выйти 60-90 млн рублей.

Еще 50% приносит продажа собственно снимков, которые принимают станции "СканЭкс". Продажа софта для обработки "космической" информации занимает доли процента. Им в мире занимаются не больше 120 фирм. Производителей станций еще меньше, порядка 20 компаний. В "СканЭкс" утверждают, что на этом рынке ("общий объем – сотни миллионов") им принадлежит 10%. Это, несомненно, достижение, причем довольно странное – без серьезных инвестиций таких не бывает. "Мы – идеалисты, - признает Владимир. - Работали много лет за нищенскую зарплату. В бизнес-план такое не заложишь". Но если в прошлом идеализм обернулся конкурентным преимуществом, то сегодня он мало чем может помочь. Задачи другие. Надо уже не создавать, а продавать технологию.

<b>Деньги нужны, но продаваться не хочется </b>
Продажи наземных станций "СканЭкс" на мировом рынке ограничены тем, что у компании нет "своих" спутников. Конкурентам из Франции и Индии спутниковую емкость предоставляет государство. Цель совладельцев "СканЭкс" – запустить свою серию спутников. Нужен инвестор.

"СканЭкс" его ищет уже лет 10. Мешает то, что стоимость компании и цена спутников – несопоставимы. По словам Ольги Гершензон, нематериальные активы в нашей стране нельзя поставить на баланс. Например, сами бизнесмены оценивают коммерческую цену своего информационного архива в $200 млн. Но на балансе компании этот архив значится по цене дисков, на котором хранится.

"Проблемы постановки нематериальных активов на баланс уже нет, - возражает директор по развитию Международного фонда технологий и инвестиций Наталья Януль, эксперт в области венчурного финансирования. - Их ставят на баланс и оценивают по рыночной стоимости".

Но продавать компанию владельцы не желают: "Продажа – начало конца компании. Она живет за счет личности ключевых людей. А тут к нам придут и будут объяснять, что мы все делаем неправильно – это ужасно", - говорит г-н Гершензон.

<b>Что дальше </b>
"Когда компания выходит на определенный уровень, у ее владельцев появляется стандартный психологический барьер – они боятся кого-то пустить в свой бизнес", - говорит г-жа Януль. Цивилизованные методы привлечения инвестиций – покупка 51% акций компании - воспринимаются как отъем технологий и фирмы. Это чисто российская специфика, и объясняется она специфической же историей развития малого бизнеса в России". У "СканЭкс" ситуация другая, но страхи те же, ставит диагноз Наталья Януль. И тут же дает рецепт: руководству "СканЭкс" необходимо нарисовать портрет инвестора. Каким его хотят видеть владельцы? Венчурным, семейным, стратегическим – из той же отрасли, работающим в смежном сегменте, который не заинтересован во вмешательстве в чужой бизнес. И искать такого "нестандартного" инвестора. Если компания не сможет преодолеть психологический барьер, ей останется одно - развиваться в прежнем темпе. Но нужно понимать, что бизнес 90% компаний, выбирающих подобное решение, так и идет – ни шатко, ни валко, покрывая свои расходы и давая небольшую маржу "на жизнь", не позволяющую и думать о полномасштабном расширении.

В перспективности намерения компании купить спутниковую емкость сомневается и председатель попечительского совета венчурного инновационного фонда, профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. Он проводит такую аналогию: никто из производителей комнатных антенн не пытается купить Останкинскую башню.

Перспективное направление - продажа данных и сервисов. "Объемы наших архивов – сотни терабайт, - говорит Владимир Гершензон. - А в доступе Интернета выставлен, возможно, один терабайт, то есть доли процента". Пока зарабатывать на архиве удается лишь изредка – например, благодаря контрактам с Яндексом. Проблема еще и в том, что цена снимков со временем падает.

Четверо старших детей (есть и пятый, первоклассник) создателей "СканЭкса" работают в компании. Именно они убеждают родителей в необходимости менять стратегию развития.

Когда-то у совладельцев компании были идеи продвижения своих технологий в Интернет. Задолго до появления Google Maps Гершензоны нечто подобное предлагали Mail.ru – космоснимки на всю территорию страны. "Но они даже не поняли, о чем идет речь", - говорит Владимир. Сейчас он возвращается к идеям развивать бизнес при помощи Интернета.

Предоставлять онлайн-сервисы другим компаниям для принятия управленческих решений – вот в чем видят потенциал компании ее совладельцы.

Это понятнее и, несомненно, реальнее, чем собственные спутники. Жаль. Будь у "СканЭкса" отечественная спутниковая емкость, наша страна, которая первой вывела спутник на орбиту, могла бы больше зарабатывать на космосе, экспортируя информацию.

<p style="text-align:right;"><i>Источник: онлайн-газета iToday.ru (http://itoday.ru/5523.html)</i></p>

Все новости
Наверх