ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Спутниковый мониторинг. Акватории под спутниковым контролем

28 Февраля 2009
В СМИ (до 2012)
<i>В России активно осваиваются месторождения углеводородов на шельфах Охотского и Баренцева морей, в северной части Каспийского моря. Но шельфовая добыча и морская транспортировка нефти всегда влекли риски аварийных разливов. </i>


Аварии при нефтедобыче – нечастые явления, наибольший вклад в загрязнение морских акваторий вносят судовые перевозки, сброс балластных вод, а также утечки при погрузочно-разгрузочных работах.

Проводить <strong>спутниковый мониторинг </strong>морских акваторий оперативно и экономически эффективно можно с помощью современных технологий спутниковой радиолокационной съемки.

Технологии оперативного радиолокационного <strong>спутникового мониторинга </strong>из космоса судовой обстановки и нефтезагрязнений морских акваторий в ведущих странах мира достигли эксплуатационной готовности. Европейское агентство безопасности морского судоходства EMSA в 2007 году ввело в эксплуатацию информационный сервис CleanSeaNet, в котором используются спутники Envisat (Европейское космическое агентство) и Radarsat-1 (Канада) с РСА.

В России Инженерно-технологический центр «Скан­Экс» совместно с партнерами создал технологию оперативной подготовки и доведения до потребителей трех видов геоинформационных продуктов на основе обработанных радиолокационных изображений:
• векторной карты нефтезагрязнений;
•векторной карты навигаци­онно-судовой обстановки с указанием координат судов;
• карты текущей ледовой обстановки и прогностических карт ледовой обстановки (на 1 - 5 суток).

Оперативное представление трехкомпонентного продукта осуществляется на картографическом сайте «Космоснимки», созданном на базе отечественной технологии ScanEx Web GeoMixer. Возможно создание подобных информационных ресурсов и в закрытом режиме.

Комбинирование комплексной информации в едином информационном пространстве позволяет анализировать данные, отслеживать динамику льда и нефтезагрязнений путем совмещения последовательных разновременных снимков. Эффективность работы сайта подтвердил <strong>спутниковый мониторинг </strong>пяти российских морей, выполненный ИТЦ «СканЭкс» в декабре 2008 года по заказу МЧС России. Готовые продукты уже через 1?3 часа после приема передавались заказчику по Интернету или радиосвязи.

В течение двух недель, с 15 по 27 декабря 2008 года, был проведен <strong>спутниковый мониторинг </strong>акваторий Баренцева, Каспийского, Охотского, Черного и Японского морей. Впервые в нашей стране оперативные сервисы доведения спутниковых данных до потребителей были реализованы в столь значительном масштабе.

В течение двухнедельного <strong>спутникового мониторинга </strong>на приемных станциях ИТЦ «СканЭкс» в Москве и Магадане были получены, а затем обработаны и проанализированы 37 снимков со спутников Radarsat-1 и Envisat-1.

<strong>Спутниковый мониторинг </strong>позволил выявить пятна (24 слика на 11 снимках) различных размеров и происхождения (разливы нефтепродуктов с судов, выносы со стоком рек, хозяйственно-бытовые и промышленные стоки, нефтяные разливы с платформ).

Удалось уточнить районы, где высока вероятность обнаружения загрязнений акватории:
• пролив Восточный Босфор и его бухты у Владивостока (Японское море);
• залив Анива в районе Корсакова (Южный Сахалин, Охотское море);
• трассы в районах интенсивного судоходства и подходные пути к порту Новороссийск (Черное море);
• месторождение «Нефтяные камни» на полуострове Апшерон (Азербайджан, Каспийское море).

<strong>Спутниковый мониторинг </strong>акваторий пяти российских морей позволил собрать в едином информационном сервисе массив информации с указанием положения судов и антропогенных загрязнений, включая нефтяные.

Теперь можно с уверенностью говорить, что в России создана и испытана технология всепогодного спутникового контроля экологической и судовой обстановки одновременно в нескольких акваториях. Это особенно актуально, учитывая тенденцию повышения экологической ответственности, в частности среди компаний, ведущих разработку месторождений и транспортировку нефтепродуктов в пределах российского шельфа.

<p style="text-align:right;"><i>Автор: Игорь Глебов.
Источник: газета "Энергетика и промышленность России" http://www.eprussia.ru/epr/120/9267.htm</i></p>
Все новости
Наверх