Спутники выявляют разливы нефти
02 Сентября 2008
В СМИ (до 2012)
В морском порту Новороссийска проходят апробацию современные спутниковые технологии обнаружения загрязнений акватории.
В последние годы юг России превратился в единственный из крупнейших узлов экспорта нефти, что обеспечивает сильный приток инвестиций и стремительное экономическое формирование региона. Но увеличение объемов транспортировки посредством черноморские порты сопровождается растущей угрозой загрязнения морских акваторий, действенные механизмы контроля и оперативного обнаружения которых ещё не созданы.
Европа с 2007 года специальной директивой ЕС ввела штрафные санкции за загрязнение акваторий судовыми сбросами. В качестве инструмента мониторинга используются данные со спутников RadarSat-1 и EnviSat-1, объединенные в сервис оперативной обработки CleanSeaNet.
Габарит налагаемых на нарушителей штрафов сильно внушителен. По данным печати, например, Франция в августе предъявила капитану российского сухогруза "Скульптор Аникушин" иск на Euro 1 млн. за сброс топлива в проливе Ла-Манш. Судно вслед за тем задержания было отпущено под залог.
Аналогичные спутниковые технологии начинают применяться для контроля чистоты портовой зоны Новороссийска и акватории Черного моря. Администрация морского порта (АМП) Новороссийск объявила об обнадеживающих результатах первого этапа демонстрационного проекта по комплексному мониторингу нефтяных загрязнений Черного моря с помощью спутниковых, судовых и береговых средств.
Целью проекта является отработка отечественных технологий оперативного обнаружения нефтяных загрязнений и контроля экологической обстановки в районах интенсивного судоходства в Керченском проливе, акватории порта Новороссийск и на подходных путях к нему.
На первом этапе проекта ИТЦ "СканЭкс" спроектировал автоматизированный интерфейс "Космоснимки-Черное море" для оперативного доведения спутниковых данных из приемного центра в Москве оперативным службам порта Новороссийск. Свежеиспеченный интерфейс, созданный на базе геопортала Космоснимки.ру, работает в закрытом режиме и позволяет отображать обстановку в зоне контроля с указанием координат нахождения судов и позиционирования нефтяных сликов, обнаруживаемых при обработке данных спутниковой съемки.
Во миг тестовых съемок Керченского пролива в июле 2008 года специалисты "СканЭкс" обнаружили дрейф шлейфа загрязнения от затонувшей носовой части корпуса танкера "Волгонефть-139". 14 августа была завершена операция по подъему и транспортировке к месту утилизации носовой части танкера, из которой откачали 30 тонн остающегося в танках мазута. Тем самым был ликвидирован источник загрязнения.
С 20 августа 2008 года начались регулярные съемки акватории порта Новороссийск и подходных путей к нему в оперативном режиме с доведением информации портовым службам сквозь автоматизированный геоинтерфейс "Космоснимки-Черное море". Вместе с тем во период спутниковой съемки портовые службы Новороссийска документируют обстановку в акватории с помощью береговых и судовых средств, идентифицируют суда, причастные к обнаруженным загрязнениям и проводят расследования, предусмотренные международными конвенциями.
На первых же космоснимках на поверхности моря были обнаружены нефтесодержащие пятна. Комплексный разбор данных позволил выявить виновников. Одним из них стал следовавший в Новороссийск под флагом Панамы танкер "Расим Акар". В результате досмотра судна выявлена неисправность водоочистного оборудования. Судовладелец понес серьезные убытки из-за незапланированного вынужденного простоя судна в Новороссийске.
По мнению капитана морского порта Новороссийск Владимира Ерыгина, всепогодный космический мониторинг существенно расширил возможности и радиус зоны обнаружения нефтяных загрязнений. "Испытываемые современные космические технологии позволят улучшить экологическую обстановку не только в порту Новороссийска, но и во всем Российском секторе Черного моря, - отметил он. - Уже сам факт возможного космического контроля заставит капитанов судов больше ответственно приближаться к вопросам экологической безопасности мореплавания".
Общий план демонстрирует, что в России созданы и доведены до эксплуатационного уровня космические технологии, позволяющие повысить эффективность оперативного мониторинга экологической безопасности судоходных трасс и портов.
Комментарий вице-президента ИТЦ "СканЭкс" <b>Ольги Гершензон</b>: "В ходе совместного проекта с АМП Новороссийск удалось в первый раз продемонстрировать практическую значимость технологий спутникового мониторинга для работы оперативных портовых служб. Особенно стоить отметить, что используемые технологии основаны на отечественных программно-аппаратных решениях ИТЦ "СканЭкс". Хочется надеятся, что авангардный навык будет использован в работе других крупных портов России".
<p style="text-align:right;"><i>Источники: мировые новости (http://news-host.ru/science/news_2008-09-02-12-17-02-697.html)</i></p>