В журнале «Исследование Земли из космоса» № 5, 2013 г. опубликована статья «Использование космической радиолокационной съемки и данных автоматических систем идентификации судов для выявления судовых разливов в Черном море». Статья написана коллективом авторов, в который входят: А.Ю. Иванов и Н.В. Терлеева из Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН и А.А. Кучейко, Н.А. Филимонова, Н.В. Евтушенко и А.Ю. Антонюк из ИТЦ «СКАНЭКС».
Использование космической радиолокационной съемки и данных автоматических систем идентификации судов для выявления судовых разливов в Ч
[…] Широкое использование спутниковых данных в системах мониторинга реального времени обусловлено не только возможностью наблюдения за пленочными загрязнениями различного типа на морской поверхности, но и возможностью последующей их идентификации и классификации. В таких мониторинговых системах и их подсистемах для дальнейших верификации и валидации результатов обнаружения используются географические информационные системы (ГИС), а также данные автоматических систем идентификации судов (АИС). Геоинформационный подход (Ivanov, Zatyagalova, 2008; Mullenhoff et al., 2008; Morovic, Ivanov, 2011) подразумевает интеграцию в ГИС физико-географических данных о водном бассейне, данных ДЗ, информации об объектах инфраструктуры топливно-энергического комплекса и судоходстве, а также пятен, обнаруженных на РЛИ. ГИС позволяет создать конечный продукт — карты распределения пленочных/нефтяных загрязнений. В настоящее время он реализован в отечественном веб-ГИС приложении Геомиксер (http://geomixer.ru), позволяющем создавать такие карты он-лайн. АИС как средства мониторинга и слежения за судами служат для идентификации судов, их курса и положения относительно разлива с помощью радиоволновых передатчиков (через спутниковые или наземные системы).
[…] 23 июня 2011 г. на РЛИ спутника Envisat (19:29 UTC) (рис. 1) было обнаружено пленочное загрязнение общей площадью 18 кв. км, интерпретированное как судовой разлив («СКАНЭКС», 2011a, 2011б). Разлив представлял собой длинный линейчатый, прерывистый слик, состоящий из пяти частей. На РЛИ была также обнаружена отметка судна – вероятного виновника сброса загрязненных вод. Судя по форме слика, обнаруженное судно сбрасывало порциями в воду неизвестный нефтепродукт или маслянистое вещество и, возможно, начало промывать танки в этом районе. Эта операция началась примерно в 10:00 UTC 23.06.2011, когда судно находилось в точке с координатами 42°59?46?? с.ш., 37°10?09?? в.д. (рис. 1) и затем продолжало идти на северо-запад со скоростью около 7 узлов.
Вторая съемка была выполнена со спутника Envisat 24.06.2011 в 07:38 UTC. Однако в кадр попало лишь восемь небольших сликовых фрагментов (площадью от 0.5 до 1.1 кв. км), оставшихся от первого сброса, произведенного 23.06.2011 (здесь не приводится).
Третья съемка со спутника Radarsat_1 (рис. 2а) была выполнена 24.06.2011 в 15:23 UTC, через 20 ч после первой. Она показала наличие обширного пленочного образования (320.5 кв. км) в том же самом районе и его существенную трансформацию во времени. Как видно из этого РЛИ, 24 июня пятно стало иметь сложную форму, простираясь на 119 км в российском секторе Черного моря и частично захватывая также турецкий и украинский секторы. На этом РЛИ также хорошо видно, что судно закончило этап (галс) мойки танков, а пятна от первых двух превратились в обширные пленочные образования, расположенные слева и справа от текущего галса (3 на рис. 2б). Благодаря пленочной природе пятен, они были обнаружены и на оптических снимках Terra и Aqua от 24.06.2011 (09:00 и 10:34 UTC) и 25.06.2011 (08:00 UTC), которые, таким образом, независимо подтвердили наличие пленок на поверхности моря. Кроме того, на этих снимках отчетливо видны места разворота судна (рис. 3).
[…] Совместный анализ РЛИ и данных АИС (канадской компании exactEarth) показал, что виновником разливов является судно «Yukon Star» (рис. 6) — танкер-химовоз постройки 2009 г., приспособленный для перевозки жидких химических или пищевых продуктов. Он имеет размеры 184 Ч 27 м, скорость до 8 узлов, водоизмещение 37 850 т, грузовместимость 23 310 т. Танкер зарегистрирован в Международной морской организации (International Maritime Organization (IMO)) под номером IMO 9411991 и ходит под флагом Великобритании.
[…] Таким образом, впервые в российской практике ДЗ удалось не только наблюдать из космоса пятна, связанные с мойками танков в открытом море, и нелегальные судовые разливы в прибрежной зоне, но и установить конкретных виновников разливов. Как показал мониторинг 2011–2012 гг., это особенно актуально для российской части Черного моря. Подобные пятна впервые наблюдали из космоса и были верифицированы в 2011 г. (рис. 9 на цветн. вклейке) благодаря современным технологиям ДЗ. Для того чтобы однозначно идентифицировать разлив в открытом море на РЛИ, необходимо привлекать дополнительные данные, например, данные АИС. Кроме того, для того чтобы определить легальным или нелегальным был разлив, необходимо проанализировать как доступную информацию об окружающей среде, так и положения соответствующих конвенций.
Полная версия статьи доступна по ссылке