ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Российские военные мешают зарубежным картографам

17 Декабря 2007
В СМИ (до 2012)
Мало кто задумывался о том, с какими сложностями сталкиваются создатели картографических сервисов в Рунете - таких, как спутниковые Яндекс-карты. Еще меньше людей знают, что стоит за всем этим "Сканэкс" - единственная отечественная частная компания, которая смогла выстоять в девяностые и достичь к 2007 году 8-миллионного оборота.


Увы, сегодня "Сканэкс" является лишь единственной в России компанией, подписавшей лицензионные соглашения с ведущими мировыми операторами программ на прямой прием данных со спутников на наземные станции собственного производства.

Компанию создал уставший работать на оборонку физик <b>Владимир Гершензон</b>. С первым серьезным продуктом - школьными метеостанциями - компания вышла на рынок в 1992 году. За первых четыре года "Сканэксу" удалось продать 30 метеостанций по цене около $1000 каждая. "Но на хайтеке прожить тогда было невозможно. Как-то заняли у знакомых $40000, поехали в Германию, купили "мерседесы" и перегнали их в Россию, я сам сидел за рулем, два раза спасался от погони", - делится воспоминаниями с "Ведомостями" Гершензон.

Пришедшая в "Сканэкс" в 1991 году <b>Ольга Гершензон</b> признается, что в начале деятельности компании они экономили на всем и пользовались бесплатными данными американского спутника Всемирной метеорологической организации. Для сравнения: в ближайшие пять лет компания собирается заплатить около $30 миллионов различным операторам спутниковых данных.

Отмечая проблемы создания аналога Google Earth на территории России Владимир Гершензон отметил: "Длительное ограничение доступа к точным геоданным в России привело к информационному коллапсу, который заполняется теперь совершенно естественным образом. В нашей сюрреалистической действительности иной раз трудно понять, что именно стоит за алогичными запретами на доступ к информации - весомые на то причины или же простое нежелание демонстрировать качество продуктов такого рода, которые в сравнении с зарубежными аналогами могут предстать в неприглядном свете".

Слова Владимира имеют под собой основу, если вспомнить заявление Агентства геодезии и картографии вскоре после выхода Google Earth: "90% материалов, поступающих на рынок сегодня - подделки, не заслуживающие внимания. Содержание этих материалов никто не контролирует, поэтому трудно предугадать, куда эти карты заведут".

"Спутниковые карты - это тяжелый бизнес, особенно в России, где на геоинформационную деятельность нужно получать три лицензии: Роскартографии, Роскосмоса и ФСБ", - делится заведующий кафедрой геоинформатики Самарского государственного аэрокосмического университета <b>Владислав Сергеев</b>. Соглашается с этим и президент ГИС-ассоциации Сергей Миллер: "Рынок находится под монопольным влиянием Роскосмоса, который сам выдает лицензии, запускает спутники и продает снимки. И, как монополист, не создает режима благоприятного использования космических данных".

Тем не менее ситуация явно улучшается: начиная с прошлого года отношение Роскосмоса с сторонним компаниям заметно улучшилось. Рассуждая над данным феноменом господин Гершензон отметил: "Согласен - этот год можно считать "спусковым крючком" важнейших изменений в восприятии географии в стране. Среди знаковых событий года нужно назвать в первую очередь отмену ограничений на открытый доступ к геоданным независимо от их точности - не только важнейший качественный рывок, но и символический шаг.

Вместе с тем, это - лишь начало. Ситуация в отрасли тревожна. Отечественная картография болеет - и болеет очень тяжело. Процесс создания и, особенно, обновления карт крайне запущен, Роскосмос и планируемые им программы, несмотря на ряд обнадеживающих моментов, тяготеют к старым централизованным схемам. Вопросы частно-государственного партнерства зачастую отражаются в реальных действиях "шиворот-навыворот". Внятных законодательных инициатив, на деле обеспечивающих защиту реальных, а не фантомных интересов Родины, все еще нет. Процесс трансформации законодательства начат, однако, как мы знаем из уроков истории, ситуация вполне способна "откатиться" в прошлое".

Что касается создания альтернативы Google Earth, то у главы "Сканэкса" и по этому поводу есть свое мнение: "Публичный геопортал может выполнить функцию интеграции геоданных. В этом плане, кстати, Космоснимки не являются геопорталом - скорее, им является тот же Яндекс.Карты. Кто мешает построить ведомственные серверы на базе тех площадок, которые могут предоставить российские коммерческие ресурсы? Их можно также строить абсолютно защищенными - в рамках интранет-технологий. Мы не преувеличиваем свои заслуги и свои возможности. Мы создаем то, что может стать основой геопорталов - мозаику космоснимков. Под геопорталами мы понимаем площадки обмена геоданными. Туда кто-то что-то кладет, кто-то что-то забирает, известны правила и протоколы. Возможен государственный или негосударственный надзор и контроль, обеспечивающий качество данных - например, в форме сертификации. Такая сертификация не обязательно является запретительной - достаточно значка, свидетельствующего о том, что какие-то данные сертифицированы, а другие нет. Пользователь сам волен решать, каким именно геоконтентом пользоваться - сертифицированным или нет, если только по каким-то весьма специфичным причинам он не обязан пользоваться сертифицированным. Возможны разные схемы. Наиболее интересным аспектом информационной революции, являются технологии Web 2.0, или User Generated Content. Они позволяют всем пользователям создавать собственную геопространственную информацию и обмениваться ею с другими. Тем самым резко возрастает "интенсивность" географического пространства, и удается избежать многократного дублирования и закрытости, зачастую характерных для профессиональной картографии и геодезии".

<p style="text-align:right;"><i>Источник: интернет-издание «Вебпланета» (http://www.webplanet.ru/news/business/2007/12/
17/russian_earth.html)</i></p>

Все новости
Наверх