ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Результаты спутникового мониторинга нефтяных загрязнений Охотского моря

15 Октября 2008
В СМИ (до 2012)
В июне-августе 2008 г. ИТЦ «СканЭкс» совместно с Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН (ИО РАН) по заказу ООО "Камчатнефтегаз" выполнили проект по спутниковому мониторингу загрязнений северной части Охотского моря.


Проект выполнялся в целях оценки уровня естественных и антропогенных загрязнений акватории Охотского моря, определения их источников, оперативного оповещения заказчика о загрязнении акватории нефтью и нефтепродуктами с целью минимизации рисков для окружающей среды Охотского моря.

Для радиолокационной съемки акватории Охотского моря использовались спутники <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=radarsat&id=index" target="blank" >RADARSAT-1</a> (Канада) и <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=envisat&id=index" target="blank" >ENVISAT-1</a> (Европейское космическое агентство), которые передавали изображения в реальном масштабе времени на приемную станцию ИТЦ «СканЭкс» в Магадане. Операторы Московского Центра ИТЦ «СканЭкс» дистанционно в интерактивном режиме осуществляли управление приемными средствами и первичную обработку данных. Далее специалисты Центра выполняли тематическую обработку, выделение нефтяных загрязнений и судов, формирование конечных продуктов в виде карт пленочных загрязнений и судовой обстановки (с информацией о количестве и координатах судов). Специалисты ИО РАН проводили комплексный анализ полученной информации и готовили экспертные заключения. Заказчик получал исходные радиолокационные изображения, результаты анализа, обработки и экспертные заключения в течение 2-3 часов после съемки по электронным каналам связи.

В ходе мониторинга решались следующие задачи:
— обнаружение с помощью космической радиолокационной съемки пленочных загрязнений морской поверхности (включая нефтяные) на лицензионных участках;
— определение природы пленочных загрязнений;
— выявление вероятных источников загрязнений с учетом оперативной судовой обстановки;
— слежение за эволюцией пятен и прогноз их дрейфа.

Для выявления фоновых источников загрязнений спутниковый мониторинг проводился на акваториях, превышающих размеры лицензионных участков компании-заказчика. Для идентификации нефтяных пятен, определения пространственно-временных характеристик нефтяного загрязнения и выявления зон риска использовался геоинформационный подход, разработанный в ИО РАН, а обработка данных осуществлялась программным обеспечением ИТЦ "СканЭкс". Проведенный анализ данных спутниковой съемки показал, что на контролируемых районах Охотского моря наблюдалась благоприятная экологическая обстановка. Результаты мониторинга показали, что работы на шельфе Охотского моря были проведены со сторогим соблюдением стандартов технической и экологической безопасности. Загрязнений буровой установкой и транспортно-буксирными судами поверхности Охотского моря нефтепродуктами в районе лицензионного участка зафиксировано не было, а основным источником выявленных незначительных пятен как, впрочем, и в других российских морях, является судоходство и промышленное рыболовство.

Комментируя результаты мониторинга, вице-президент ИТЦ «СканЭкс» <b>Ольга Гершензон </b>подчеркнула, что проект по Охотскому морю впервые продемонстрировал возможности российских технологий оперативного радиолокационного мониторинга акваторий на Дальнем Востоке, позволяющих обеспечивать ежедневную съемку и поставку продуктов ДЗЗ заказчику в течение 2-3 часов после съемки: "Сегодня мы можем предложить заказчикам, где бы они не находились, в Москве или на Сахалине, сервисные услуги с оперативной поставкой продуктов ДЗЗ по нефтяным загрязнениям и судовой обстановке на морях Дальнего Востока".

<p style="text-align:right;"><i>Источник: электронный журнал по геодезии, картографии и навигации GEOPROFI.RU (http://www.geoprofi.ru/news8/News_3727_64.aspx)</i></p>

Судовой разлив в Охотском море. ENVISAT-1, 2.08.2008 (ESA, "СканЭкс", 2008)

Обработанный радиолокационный снимок с нанесенными векторными слоями судовой обстановки и судовыми разливами, обнаруженными вне зоны лицензионного участка. ENVISAT-1, 2.08.2008 (ESA, "СканЭкс", 2008)

Все новости
Наверх