По законам информационного общества
27 Июня 2011
В СМИ (до 2012)
Несмотря на доступность огромного количества разнообразной информации, нередко жизненно важные для нас данные, скажем о состоянии территории, являются либо засекреченными, либо коммерческими, либо вовсе отсутствуют. В России все большую силу обретают масштабы создания и использования открытых геоданных, а также феномен Crowdsourcing. О таких тенденциях на радио «Голос России» рассказал создатель GIS-Lab.info Максим Дубинин.
М. Дубинин: Что же такое открытые данные? Это данные, которые можно свободно получать, видоизменять, передавать другому человеку в исходном формате. Распространение не обязательно должно быть некоммерческим. Рассвет движение за открытость данных связан, конечно, с развитием Интернет, поэтому основной средой для распространения данных является именно Интернет.
«Голос России»: Помогла ли уже такая общественная деятельность решить какие-то проблемы?
М. Дубинин: Конечно. К примеру, есть интересный случай, связанный с OpenStreetMap. Как мы все знаем, на Гаити было землетрясение в прошлом году. Реакция общественности на это событие была крайне быстрая — это первый момент. Второй момент — [до катастрофических событий на Гаити] отсутствовала мало-мальски пригодная картографическая основа, которую, например, могли бы использовать спасатели МЧС. Люди очень быстро сообразили, что надо делать. Представители разных стран, в том числе и нашей, быстро создали пригодную картоснову. Данные можно было загрузить в навигаторы. Эту информацию после спасатели разных стран использовали в своих приборах. […] Организации, предоставляющие снимки, на основе которых после создаются такие картматериалы, конечно, заслуживают уважения и признания со стороны сообщества.
«Голос России»: А у нас в стране есть такие примеры?
М. Дубинин: У нас в стране есть свои примеры. Например, есть компания «СКАНЭКС», которая в свое время предоставила очень большое количество данных [спутниковых снимков]. На тот момент это, может быть, был беспрецедентный по охвату территории шаг. Россия — страна большая. И эта компания предоставила данные от самых западных территорий до Урала.
«Голос России»: Но это же не общественное участие. Это участие профессионалов?
М. Дубинин: Нет. Они дали доступ к этим данным [спутниковым снимкам], а общественность «поверх» этих данных начала создавать. То есть открытые данные работают как зерно. Кто-то бросает зерно в некую плодородную почву — не обязательно коммерческая организация, это может быть государство, это может быть человек, который решил открыть какие-то свои данные почву. Плодородной почвой является сообщество [принцип Crowdsourcing]. В нем могут быть самые разные люди: как специалисты, так и не специалисты, — которые пользуются этими данными и начинают создавать что-то новое на их основе.
Полная аудиоверсия радиопрограммы доступна по ссылке: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/6328343/52182019.html