Наставники: как учителя помогают участникам олимпиад
Найти наставника, который бескорыстно и много будет заниматься с ребенком, добиваясь стабильно высоких результатов, не очень просто. Найти такого наставника, который подготовит десятки финалистов и победителей олимпиад всероссийского и международного уровня, еще сложнее. Отыскать того, кто поможет школьникам восстановить справедливость и наказать виновных в истории с китовой тюрьмой, с которой боролось 1,5 миллиона человек и десяток звезд Голливуда, кажется вообще чем-то невероятным. Но такие люди есть, и их значительно больше, чем героев этого материала.
Школьники из Сахалина против китовой тюрьмы
Екатерина Цыбикова, старший педагог дополнительного образования, наставник геоквантума в Кванториуме на Сахалине, за три года подготовила 30 финалистов и победителей всероссийских олимпиад и конкурсов.
Екатерина Цыбикова переехала на Сахалин из Москвы. До нее на этом огромном участке суши между Охотским и Японским морем не было финалистов практических олимпиад всероссийского уровня. Когда она приехала, такие финалисты появились.
Для Екатерины важно, чтобы ее ученики чувствовали свою причастность не только к Сахалину, но и к стране за его пределами. Она не просто помогает детям подготовиться к олимпиадам, но и способствует тому, чтобы их решения получили реальное применение.
Одно из них связано с китовой тюрьмой, где долгое время находились 11 косаток и 90 белух. Петицию за освобождение морских млекопитающих подписали более 1,5 миллиона человек. Леонардо Ди Каприо создал собственную петицию, а лично к президенту обращался Жак Ив Кусто, он же предлагал заняться реабилитацией животных, не остались в стороне Памела Андерсон, Эдвард Нортон, Марк Руффало, Кристин Дэвис, Наталья Водянова, и еще многие звезды.
Их голоса были услышаны, а косатки и белухи получили свободу в море у мыса Перовского. Но как же получилось, что эти животные оказались в тюрьме? Будут ли наказаны те, кто поймал и мучил их? Такими вопросами задавалось много активных и просто сочувствующих людей, но Аделина Манюрова, финалистка профиля «Анализ космических снимков» Национальной технологической олимпиады, к которой ее подготовила Екатерина Цыбикова, решила найти ответ.
Вместе с командой ребят, с которыми она занималась в геоквантуме, Аделина подготовила запрос к группе компаний «СКАНЭКС» и попросила предоставить доступ к их Морскому порталу. Подростки увидели, что корабли отловщиков отсутствовали в тех местах, где с их слов, они поймали животных. Через природоохранную организацию «Экологическая вахта Сахалина» эти данные передали пограничным службам, а дальше отловщики получили штраф более 150 миллионов рублей.
«Космические снимки — это как черные ящики нашей планеты, которые документируют произошедшие факты. Они не зависят от чьего-то субъективного мнения, поскольку имеют дело с физическими характеристиками объектов.
Мы берем эти факты и констатируем, что, согласно космоснимкам, там-то и тогда-то произошло такое-то событие. Мы не даем оценки, кто повлиял или виноват. Мы показываем — было вот так. А дальше этой историей занимаются компетентные взрослые. С фактом не поспоришь», — рассказывает Екатерина.
Борьба со свалкой
Но не только белухам можно помочь с помощью геопространственных данных. Школьники получили в прокат коптер на одном из региональных конкурсов и решили разобраться с проблемой ворон, которые утром летят на огромную свалку, а вечером возвращаются спать на городское кладбище. Их маршрут пролегает через аэропорт, и последствия для всех участников авиасообщения могут быть катастрофическими.
Еще не дойдя до свалки, а всего лишь открыв общедоступные данные в «Google Планета Земля», школьники обнаружили, что свалка выходит за разрешенные границы, а запущенный коптер показал наглядные картины загрязнений, захватывающих даже водоемы. История снова не окончилась исследовательским интересом — в ближайшее время участники этого проекта планируют выпустить публикации в СМИ.
Ученики Екатерины, финалисты всероссийских олимпиад, подключались и к историям, не требующим специфических знаний, — они просто помогали там, где это было необходимо. Так, например, этим летом в СМИ сообщили, что накануне дня защиты детей на детской площадке маленький ребенок получил травму из-за сломанной двери. Тогда мэр собрал срочное совещание и поручил в кратчайшие сроки проверить все детские площадки в городе.
Екатерина Цыбикова с учениками тогда были в детском лагере и поняли, что осуществить эту проверку надо быстро, а площадок так много, что без помощи добровольцев не справиться. Подростки обошли ближайшие детские площадки и создали интерактивную карту, на которую нанесли отметки о том, какие площадки находятся в пригодном состоянии, а какие требуют срочных исправлений. Тогда за эту работу школьников приехал поблагодарить заместитель мэра, а их данные использовали — и действительно отремонтировали все «красные» зоны.
Самой Екатерине дали грамоту от местного Министерства образования, но неправильно написали фамилию. Забрали исправлять.
Понятно, что все это делается не за грамоты с правильно указанной фамилией. Екатерина Цыбикова — наставник, которая смогла сама подготовить детей к сложнейшим олимпиадам, добилась их побед на всероссийском уровне, поддерживала в трудные минуты, например, когда во время соревнований одна половина команды не смогла подключиться вовремя из-за ледяного дождя, оставившего Дальний Восток без связи.
Ее ученики способны реально влиять на изменение ситуации благодаря тому, чему она их научила, — наверное, это лучший стимул для наставника, у которого в придачу к уму и знаниям есть еще и силы добиваться позитивных перемен.
Новые друзья — главный бонус
Ксения Кириленко, преподаватель Лицея №22 «Надежда Сибири», за три года работы подготовила 8 победителей и 84 финалиста всероссийских и международных соревнований.
В лицее есть четкая установка, что ЕГЭ — это только один из возможных вариантов поступления в вуз. Его преподаватели много готовят детей к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам, которые тоже дают шанс поступить.
«Невозможно даже сопоставить, насколько отношения с учениками меняются, если вы вместе готовитесь к олимпиадам и ездите на них, — рассказывает Ксения. — Однажды я везла детей на олимпиаду по программированию в Барнаул. Сколько я узнала о них, когда мы ехали в этом волшебном зимнем поезде! Невозможно так близко познакомиться, когда дети приходят к тебе только на уроки, которые изматывают всех. А когда вы вместе едете соревноваться, независимо от того, победил ребенок или нет, вы становитесь друзьями. Друзей бросать нельзя, им надо помогать во всем.
Наверное, появление новых друзей — это самый главный бонус от того, что называют внеурочной деятельностью».
По ее словам, проигравших здесь нет, есть только награды разных уровней.
«Если ребенок прошел в финал — это победа. И он, и те, кто заняли призовые места, спускаются в спортивный зал в фирменном мерче соревнования. И вся школа им аплодирует! Те, кто не попытался, не смог, загораются желанием попробовать в следующем году. И у них получается — число участников во всевозможных интеллектуальных соревнованиях от нашего лицея постоянно растет», — отмечает преподаватель.
Детей поощряют дополнительными днями к каникулам в случае успеха на олимпиаде, пекут им пироги, разрешают носить мерч вместо школьной формы. Победителей Национальной технологической олимпиады Junior и НТО для 8−11 классов в лицее много, и мерч — это уже почти школьная форма. Еще за победы дают дополнительные баллы в модульной работе. Ученики получают от лицея толстовки, термокружки, чехлы для телефонов и очень гордятся этими вещами.
«Но, конечно, наша жизнь — это не бесконечный праздник. Мы очень много занимаемся, решаем-решаем и решаем задачи. Стараемся предлагать детям участвовать в практических олимпиадах, чтоб процесс участия не просто влиял на возможность поступить, но и давал представление о реальной работе.
Мы не верим, что есть дети, которым ничего не интересно.
За каждым классом у нас закреплен тьютор, который и должен предложить ребенку выбрать свое направление, попробовав себя в десятке возможных», — объясняет Ксения.
Начиная с пятого класса дети участвуют в таком проекте, как инженерная карусель. Они ходят на дополнительные занятия и выбирают то, что им по-настоящему интересно. К 10 классу большинство определяется, куда поступать и чем заниматься в жизни.
Такая интенсивная работа не мешает личной жизни, говорит преподаватель.
«В лицее я работаю с супругом, только он занимается со старшеклассниками, а я с детьми помладше; он увлечен программированием, а я обожаю VR. Силы у нас не кончаются, потому что когда дети благодарят за победу после соревнований, когда выпускники приходят и звонят тебе после окончания школы, когда дети становятся тебе друзьями — это круче любых грамот и премий.
Хотя они у нас тоже есть, и оценка работы не только детьми, но и руководством тоже дает силы и защищает от выгорания».