ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Наставники: как учителя помогают участникам олимпиад

13 Декабря 2021
Зачем педагоги готовят школьников к инженерным соревнованиям и как дети с помощью олимпиад добиваются справедливости.

Найти наставника, который бескорыстно и много будет заниматься с ребенком, добиваясь стабильно высоких результатов, не очень просто. Найти такого наставника, который подготовит десятки финалистов и победителей олимпиад всероссийского и международного уровня, еще сложнее. Отыскать того, кто поможет школьникам восстановить справедливость и наказать виновных в истории с китовой тюрьмой, с которой боролось 1,5 миллиона человек и десяток звезд Голливуда, кажется вообще чем-то невероятным. Но такие люди есть, и их значительно больше, чем героев этого материала. 

Школьники из Сахалина против китовой тюрьмы

Екатерина Цыбикова, старший педагог дополнительного образования, наставник геоквантума в Кванториуме на Сахалине, за три года подготовила 30 финалистов и победителей всероссийских олимпиад и конкурсов.

Екатерина Цыбикова переехала на Сахалин из Москвы. До нее на этом огромном участке суши между Охотским и Японским морем не было финалистов практических олимпиад всероссийского уровня. Когда она приехала, такие финалисты появились.

Для Екатерины важно, чтобы ее ученики чувствовали свою причастность не только к Сахалину, но и к стране за его пределами. Она не просто помогает детям подготовиться к олимпиадам, но и способствует тому, чтобы их решения получили реальное применение.

Одно из них связано с китовой тюрьмой, где долгое время находились 11 косаток и 90 белух. Петицию за освобождение морских млекопитающих подписали более 1,5 миллиона человек. Леонардо Ди Каприо создал собственную петицию, а лично к президенту обращался Жак Ив Кусто, он же предлагал заняться реабилитацией животных, не остались в стороне Памела Андерсон, Эдвард Нортон, Марк Руффало, Кристин Дэвис, Наталья Водянова, и еще многие звезды.

Их голоса были услышаны, а косатки и белухи получили свободу в море у мыса Перовского. Но как же получилось, что эти животные оказались в тюрьме? Будут ли наказаны те, кто поймал и мучил их? Такими вопросами задавалось много активных и просто сочувствующих людей, но Аделина Манюрова, финалистка профиля «Анализ космических снимков» Национальной технологической олимпиады, к которой ее подготовила Екатерина Цыбикова, решила найти ответ.

Фото предоставлено Национальной технологической олимпиадой

Вместе с командой ребят, с которыми она занималась в геоквантуме, Аделина подготовила запрос к группе компаний «СКАНЭКС» и попросила предоставить доступ к их Морскому порталу. Подростки увидели, что корабли отловщиков отсутствовали в тех местах, где с их слов, они поймали животных. Через природоохранную организацию «Экологическая вахта Сахалина» эти данные передали пограничным службам, а дальше отловщики получили штраф более 150 миллионов рублей.

«Космические снимки — это как черные ящики нашей планеты, которые документируют произошедшие факты. Они не зависят от чьего-то субъективного мнения, поскольку имеют дело с физическими характеристиками объектов.

Мы берем эти факты и констатируем, что, согласно космоснимкам, там-то и тогда-то произошло такое-то событие. Мы не даем оценки, кто повлиял или виноват. Мы показываем — было вот так. А дальше этой историей занимаются компетентные взрослые. С фактом не поспоришь», — рассказывает Екатерина.

Борьба со свалкой

Но не только белухам можно помочь с помощью геопространственных данных. Школьники получили в прокат коптер на одном из региональных конкурсов и решили разобраться с проблемой ворон, которые утром летят на огромную свалку, а вечером возвращаются спать на городское кладбище. Их маршрут пролегает через аэропорт, и последствия для всех участников авиасообщения могут быть катастрофическими.

Еще не дойдя до свалки, а всего лишь открыв общедоступные данные в «Google Планета Земля», школьники обнаружили, что свалка выходит за разрешенные границы, а запущенный коптер показал наглядные картины загрязнений, захватывающих даже водоемы. История снова не окончилась исследовательским интересом — в ближайшее время участники этого проекта планируют выпустить публикации в СМИ.

Фото предоставлено Национальной технологической олимпиадой

Ученики Екатерины, финалисты всероссийских олимпиад, подключались и к историям, не требующим специфических знаний, — они просто помогали там, где это было необходимо. Так, например, этим летом в СМИ сообщили, что накануне дня защиты детей на детской площадке маленький ребенок получил травму из-за сломанной двери. Тогда мэр собрал срочное совещание и поручил в кратчайшие сроки проверить все детские площадки в городе.

Екатерина Цыбикова с учениками тогда были в детском лагере и поняли, что осуществить эту проверку надо быстро, а площадок так много, что без помощи добровольцев не справиться. Подростки обошли ближайшие детские площадки и создали интерактивную карту, на которую нанесли отметки о том, какие площадки находятся в пригодном состоянии, а какие требуют срочных исправлений. Тогда за эту работу школьников приехал поблагодарить заместитель мэра, а их данные использовали — и действительно отремонтировали все «красные» зоны.

Фото предоставлено Национальной технологической олимпиадой

Самой Екатерине дали грамоту от местного Министерства образования, но неправильно написали фамилию. Забрали исправлять.

Понятно, что все это делается не за грамоты с правильно указанной фамилией. Екатерина Цыбикова — наставник, которая смогла сама подготовить детей к сложнейшим олимпиадам, добилась их побед на всероссийском уровне, поддерживала в трудные минуты, например, когда во время соревнований одна половина команды не смогла подключиться вовремя из-за ледяного дождя, оставившего Дальний Восток без связи.

Ее ученики способны реально влиять на изменение ситуации благодаря тому, чему она их научила, — наверное, это лучший стимул для наставника, у которого в придачу к уму и знаниям есть еще и силы добиваться позитивных перемен.

Новые друзья — главный бонус

Ксения Кириленко, преподаватель Лицея №22 «Надежда Сибири», за три года работы подготовила 8 победителей и 84 финалиста всероссийских и международных соревнований.

В лицее есть четкая установка, что ЕГЭ — это только один из возможных вариантов поступления в вуз. Его преподаватели много готовят детей к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам, которые тоже дают шанс поступить.

«Невозможно даже сопоставить, насколько отношения с учениками меняются, если вы вместе готовитесь к олимпиадам и ездите на них, — рассказывает Ксения. — Однажды я везла детей на олимпиаду по программированию в Барнаул. Сколько я узнала о них, когда мы ехали в этом волшебном зимнем поезде! Невозможно так близко познакомиться, когда дети приходят к тебе только на уроки, которые изматывают всех. А когда вы вместе едете соревноваться, независимо от того, победил ребенок или нет, вы становитесь друзьями. Друзей бросать нельзя, им надо помогать во всем.

Наверное, появление новых друзей — это самый главный бонус от того, что называют внеурочной деятельностью».

Фото предоставлено Национальной технологической олимпиадой

По ее словам, проигравших здесь нет, есть только награды разных уровней.

«Если ребенок прошел в финал — это победа. И он, и те, кто заняли призовые места, спускаются в спортивный зал в фирменном мерче соревнования. И вся школа им аплодирует! Те, кто не попытался, не смог, загораются желанием попробовать в следующем году. И у них получается — число участников во всевозможных интеллектуальных соревнованиях от нашего лицея постоянно растет», — отмечает преподаватель.

Фото предоставлено Национальной технологической олимпиадой

Детей поощряют дополнительными днями к каникулам в случае успеха на олимпиаде, пекут им пироги, разрешают носить мерч вместо школьной формы. Победителей Национальной технологической олимпиады Junior и НТО для 8−11 классов в лицее много, и мерч — это уже почти школьная форма. Еще за победы дают дополнительные баллы в модульной работе. Ученики получают от лицея толстовки, термокружки, чехлы для телефонов и очень гордятся этими вещами. 

«Но, конечно, наша жизнь — это не бесконечный праздник. Мы очень много занимаемся, решаем-решаем и решаем задачи. Стараемся предлагать детям участвовать в практических олимпиадах, чтоб процесс участия не просто влиял на возможность поступить, но и давал представление о реальной работе.

Мы не верим, что есть дети, которым ничего не интересно.

За каждым классом у нас закреплен тьютор, который и должен предложить ребенку выбрать свое направление, попробовав себя в десятке возможных», — объясняет Ксения.

Фото предоставлено Национальной технологической олимпиадой

Начиная с пятого класса дети участвуют в таком проекте, как инженерная карусель. Они ходят на дополнительные занятия и выбирают то, что им по-настоящему интересно. К 10 классу большинство определяется, куда поступать и чем заниматься в жизни.

Такая интенсивная работа не мешает личной жизни, говорит преподаватель.

«В лицее я работаю с супругом, только он занимается со старшеклассниками, а я с детьми помладше; он увлечен программированием, а я обожаю VR. Силы у нас не кончаются, потому что когда дети благодарят за победу после соревнований, когда выпускники приходят и звонят тебе после окончания школы, когда дети становятся тебе друзьями — это круче любых грамот и премий.

Хотя они у нас тоже есть, и оценка работы не только детьми, но и руководством тоже дает силы и защищает от выгорания». 

Все новости
Наверх