ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Космические технологии помогут выявить факторы изменения климата

05 Июня 2009
В СМИ (до 2012)
С помощью космических технологий дистанционного зондирования Земли удалось оценить воздействие судоходства на содержание в атмосфере двуокисей серы (SO2) и азота (NO2). Специалисты французской компании CLS создали комплексную карту местоположения судов и судоходных трасс в морях, омывающих Европейский субконтинент. При создании карты использовались радиолокационные данные ENVISAT-1 (ESA) за 2002—2009 гг., сообщает пресс-служба ИТЦ «СканЭкс».


При сопоставлении интегрированной карты судовой обстановки и схемы концентрации газов в районах интенсивного судоходства наблюдается повышенная концентрация SO2 и NO2 в атмосфере. При этом важно учитывать повышенную нагрузку в портовых зонах и западный перенос воздушных масс, преобладающий над Европой.

Присутствие в атмосфере газов SO2 и NO2 — главная причина выпадения кислотных дождей: в результате химических реакций в атмосфере рассматриваемые диоксиды превращаются соответственно в серную и азотную кислоты. Их выпадение на поверхность Земли оказывает негативное влияние на живые организмы и экотоп в целом.

В России спутниковый радиолокационный мониторинг обстановки в акваториях морей вокруг России с 2008 года проводит ИТЦ «СканЭкс». Накоплен значительный объем разновременной радиолокационной информации, частично доступной на геосервисе «Космоснимки — моря России». В последних числах мая стартовал очередной проект ИТЦ «СканЭкс» по оперативному спутниковому мониторингу судовой и экологической ситуации в морских акваториях России.

«Интенсивность движения судов в российских морях значительно уступает уровню напряженности судоходства в европейских акваториях, — рассказал заместитель директора ИТЦ „СканЭкс“ <b>Алексей Кучейко</b>. — Поэтому для российских морей более актуальной проблемой являются загрязнения морской поверхности нефтепродуктами. При этом сбросы нефтесодежащих вод с судов доминируют среди источников загрязнений».

Проведенные спутниковые съемки показали наличие судовых нефтезагрязнений в Черном и Каспийском морях, у Владивостока и о. Сахалин на Дальнем Востоке и даже в Балтийском море.

Что касается исследования изменений климатических характеристик под воздействием антропогенных факторов, для России более перспективным будет изучение воздействия на климат не судоходства, а агентов добывающей и обрабатывающей промышленности, для чего эффективно использовать оптические спутниковые данные.

«Методики детектирования случаев загрязнения природной среды на суше по данным спутниковых наблюдений уже разработана специалистами «СканЭкс», — разъяснила вице-президент Центра <b>Ольга Гершензон</b>. — Наш Центр открыт для сотрудничества, в том числе по вопросам использования спутниковой информации при определении степени воздействия различных антропогенных и природных факторов на климатические характеристики».

<p style=text-align:right;><i>Источник: STRF.ru (http://www.strf.ru/science.aspx?CatalogId=222&d_no=20734)</i></p>
Все новости
Наверх