Вопросы экологии – это не далекие от нашей страны демонстрации «зеленых» или шумные акции природоохранных организаций. Ужесточение экологических норм – реалии судоходства наших дней. К примеру, уже принято решение о превращении Балтийского моря в зоны с контролем выброса серы и оксидов азота. Прямое следствие этого шага – рост издержек судовладельцев и повышение ставок фрахта.
Ужесточение экологических требований к морскому транспорту со стороны IMO (International Maritime Organization) вносит радикальные изменения в деятельность судоходных и бункеровочных компаний. Как оно отразится на бизнесе судовладельцев, бункеровщиков и производителей топлива? Какие меры необходимы для сохранения и укрепления позиций России на мировом рынке бункеровки и морских перевозок в свете новых экологических требований IMO? На эти и многие другие вопросы ответила конференция «Экологические нормы IMO: корректируем стратегии». Мероприятие состоялось 25 апреля в Москве в бизнес-отеле «Бородино», организатор форума – журнал «Морской флот».
В конференции приняли участие представители судоходных, судостроительных, бункеровочных, нефтяных компаний, производителей СПГ, администраций морских портов, производителей оборудования для водного транспорта и т.д. В ходе конференции с докладами выступили: президент Национальной палаты судоходства Алексей Клявин, представители Росморречфлота, компаний Совкомфлот, Росморпорт, Shell, Volvo Penta, KPMG, администрации морского порта Новороссийск, отраслевых исследовательских институтов и многие другие.
Игорь Ищенко, начальник управления обеспечения судоходства Росморречфлота, в своем выступлении сообщил, что с 2015 года начинает действовать соглашение о придании Балтийскому морю статуса района контроля выбросов окислов азота (NOx Emission Control Area - NECA). Следствием принятия этого документа станет рост ставок фрахта для судов в этом районе. «Суда, редко заходящие в Балтийское море, вообще перестанут в него заходить. Таким образом, возможна переориентация направлений грузопотоков», – сообщил представитель федерального агентства.
Алексей Клявин, президент Национальной палаты судоходства, в своем выступлении отметил, что новые экологические стандарты, по оценке большинства экспертов, приведут к значительным издержкам для судоходной и нефтеперерабатывающей отраслей, переключению грузопотоков на наземные виды транспорта, росту цен на дистиллятное топливо и спаду на рынке прибрежного судоходства (short sea shipping).
В среднем, необходимость выполнения требований Конвенции МАРПОЛ по снижению содержания серы в судовом топливе с 1,5% до 0,1 % приведет к удорожанию 1 тонны топлива после 2015 г. на 65-80%%, т.е. затраты на топливо судовладельца, эксплуатирующего суда в районе SECA, вырастут минимум наполовину.
Очевидно, что при принятии столь жестких требований должен быть найден баланс между желанием внести вклад в сохранение окружающей среды и разумными капитальными и эксплуатационными затратами судоходной отрасли на выполнение таких задач. В этой связи полагаем целесообразным российской стороне инициировать вопрос о проведении IMO дополнительного обзора перед вступлением в силу требования по максимальному содержанию серы 0,1% в судовом топливе в районах SECA.»
Его мысль поддержал Сергей Дадыка, начальник управления эксплуатации портов и флота ФГУП «Росморпорт», который отметил, что введение новых правил в Балтийском море приведет к росту стоимости перевозки грузов и может спровоцировать переориентирование грузовладельцев на другие порты и виды транспорта. Сергей Дадыка объяснил свою позицию, тем, что сегодня отечественные судовладельцы не в состоянии выполнить в полной мере всех требований Конвенции.
«Процесс создания экологических зон не остановится на Балтике, он необратим и будет только набирать обороты. По всему Мировому океану станут появляться новые и новые зоны с повышенными экологическими требованиями. Мест, где можно будет использовать высокосернистое топливо станет все меньше и меньше. Выход – в переходе на новые виды топлива, – отметил в своем докладе Дмитрий Русанов, заместитель начальника управления эксплуатации флота по газовому флоту компании Совкомфлот.
«Сегодня мы уже делаем шаги в направлении создания более экологичного флота. У нас подписаны два тайм-чартера с компанией «Сибур», под которые мы строим суда для перевозки сжиженного нефтяного газа. На них предусмотрена возможность установки скрубберов. Также сегодня Совкомфлот проводит исследования совместно с нефтяной компанией Shell о возможности создания сети бункеровочных станций в Балтийском регионе. Еще одна совместная разработка осуществляется с «Газпромом», в ней идет речь о создании судов, которые будут поставлять СПГ для бункеровки в район Балтийского моря», - сказал Русанов.
«Ужесточение требований по выхлопу судовых двигателей служит своеобразным двигателем инноваций, – сообщил Всеволод Гаврилов, директор российского подразделения Volvo Penta. – Оборудование для фильтрации отработавших газов дорого, заправочную инфраструктуру для СПГ еще только предстоит создать. Это заставляет судостроителей и судоходные компании искать инновационные решения в рамках существующих технологий. Одним из вариантов может стать переход от дизельного к дизель-электрическому приводу».
Рост экологических требований ведет к развитию еще одного направления – систем мониторинга. И в этой области есть множество инновационных решений. Вячеслав Бердников, начальник экологического контроля ФГУ «АМП Новороссийск», рассказал о применяемом в морском порту Новороссийска экосистемном мониторинге. Использование этого метода позволяет добиться устойчивого уровня экологической безопасности транспортного процесса в районе Новороссийского порта. Также о возможностях разрабатываемых ими систем спутникового мониторинга морей и акваторий портов рассказали представители ФГУП «Морсвязьспутник», ИТЦ «Сканэкс», научного центра мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы».
Подробный репортаж о ходе конференции и материалы наиболее интересных докладов будут опубликованы в ближайших номерах журнала «Морской флот», «Морские порты» и газеты «Морские вести России».
Источник: Морские вести