ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

В 2019 году зафиксирована тенденция к увеличению пленочными загрязнениями Керченского пролива

25 Декабря 2019
Морской портал
Керченский пролив является уникальной морской акваторией. С одной стороны, это важная морская артерия, связывающая Черное и Азовское моря, чем обусловлено активное судоходство. С другой стороны, пролив играет существенную роль в формировании особенностей гидрологического режима и биологических ресурсов Азово-Черноморского бассейна.

Однако в настоящее время темпы хозяйственного освоения пролива опережают систему регулирования и экологического контроля антропогенной деятельности, связанной с гидротехническими изменениями в проливе (Крымский мост) и черноморском предпроливье (порт Тамань), с интенсивным судоходством, которое сопровождается рейдовой перевалкой грузов, усилением активности в керченских портах и проведением масштабных дноуглубительных работ с последующим дампингом изъятых грунтов (http://www.scanex.ru/company/news/dnouglubitelnye-raboty-u-porta-taman-v-kerchenskom-predprolive-rezultaty-nablyudeniya-iz-kosmosa/). Свой вклад в ухудшение экологической ситуации в проливе вносят нелегальные сбросы и аварии морских судов.

С 2009 г. ГК «СКАНЭКС» совместно с ИО РАН ведет мониторинг пленочных загрязнений и опасных явлений Черного моря, при этом Керченский пролив всегда находится в фокусе внимания, а его проблемы неоднократно обсуждались в научной печати и СМИ. В том числе поднимались вопросы законности существования рейдовой перевалки экологически опасных грузов в южной части пролива, где в пределах рейдового перегрузочного района «Таманский» и на внешнем перегрузочном рейде (район № 471) (рис. 1) происходит перегрузка различных жидких (нефтепродукты и технические масла) и сыпучих (уголь, сера, кокс, удобрения, химикаты, ферросплавы, цемент и др.) продуктов с судов типа «река-море» на морские танкеры и сухогрузы.

Анализ результатов радиолокационного мониторинга пролива в 2019 г. показал тенденцию к увеличению загрязнению пленочными загрязнениями предпроливной зоны Черного моря и непосредственно самого пролива. Под пленочным загрязнением понимают все жидкие вещества, попадающие в морскую среду благодаря хозяйственной деятельности человека и способные образовать пленки на поверхности моря. Прежде всего, это — нефть и нефтепродукты (различные виды топлива: мазут, дизтопливо, керосин, бензин, горюче-смазочные материалы, нефтехимическое сырьё). Среди них выделяют жидкие судовые отходы, которые образуются в результате «жизнедеятельности» судов (Терлеева и Иванов, 2016). Фактически это смеси нефтепродуктов и других судовых отходов с водой, в том числе такие, как отработка (остатки топлива и отработанных ГСМ), льяльные (трюмные) воды, промывочные воды, бытовые отходы (судовая канализация и воды пищеблока), отходы рыбопереработки и т. п.; в море они образуют судовые разливы.

В 2019 г. пятна пленочных загрязнений в Керченском проливе и черноморском предпроливье были обнаружены на 45 радиолокационных изображениях (РЛИ), в то время как в 2018 г. — на 24 РЛИ. Наиболее часто пленочные загрязнения регистрировались на акватории перегрузочных рейдов и якорных стоянок №№ 450 и 451 (рис. 1, 2), где отмечались судовые разливы, образовавшиеся в результате рутинных судовых операций и утечек при перегрузке нефтепродуктов. Не менее часто пленочные загрязнения отмечались у выносных причалов ЗАО «Таманьнефтегаз» и ООО «Пищевые ингредиенты» на акватории порта Тамань (рис. 3) здесь наряду с судовыми сбросами могли образоваться утечки перегружаемых нефтепродуктов и прочих маслянистых продуктов, а также попадание остатков топлива в воду при бункеровках. Основными причинами этих загрязнений является несоблюдение правил перекачки жидких грузов, а точнее техническая неисправность трубопроводного оборудования, из-за чего в портах и на перегрузочных рейдах в воду попадают практически все вещества, перевозимые наливом. Кроме того, судовые разливы здесь могут быть обусловлены дноуглублением на акватории порта Тамань, которое продолжалось и в 2019 г.

Нелегальные судовые разливы в проливе в 2019 г. были обнаружены многократно: 8.03, 12.05, 12.07, 16.09, 10.11 и 28.11, а в 2018 г. — всего два раза. Более того, крупные разливы нередко появлялись в российских территориальных водах в местах якорных стоянок судов (ожидающих разрешение на проход) на подходах к Керченскому проливу в Черном и Азовском морях, один из самых больших (около 25 кв. км) был зарегистрирован 15.12.2019 (рис. 4). Одной из причин их появления можно считать игнорирование положений конвенции МАРПОЛ (МАРПОЛ 73/78) и российского экологического законодательства.

Рис. 1 (2).jpg 

  Рис. 1. Схема Керченского пролива с акваториями портов, якорными стоянками и перегрузочными районами, где пленочные загрязнения наблюдались наиболее часто.


Рис. 2 (2).jpg

Рис. 2. Фрагменты РЛИ Sentinel-1 с разнообразными пленочными загрязнениями в южной части Керченского пролива. © ESA

рис.3.jpg

Рис. 3. Пленочное загрязнение у перегрузочных терминалов порта Тамань на фрагментах РЛИ спутников Sentinel-1. © ESA

рис.4.jpg

Рис. 4. Крупные судовые разливы на подходах к Керченскому проливу в границах российских территориальных вод (показаны светлыми линиями) на РЛИ спутников Sentinel-1. © ESA

Ссылки и литература:

  • Терлеева Н.В., Иванов А.Ю. Жидкие судовые грузы и отходы, причины появления судовых разливов в море и проблемы их дистанционного зондирования // Экология и промышленность России, 2017. Т. 21. № 8. С. 13-19.
  • Загрязнение акватории Керченского пролива: взгляд из космоса. https://ocean.ru/index.php/novosti-left/novosti-instituta/item/1390-zagryaznenie-akvatorii-kerchensk... 
  • Беспрецедентно крупные судовые разливы в российских водах Черного моря. http://www.scanex.ru/company/news/sudovye-razlivy-v-rossiyskikh-vodakh-chernogo-morya/
  • У Крымского моста обнаружены пятна пленочных загрязнений. http://www.scanex.ru/company/news/u-krymskogo-mosta-obnaruzheny-pyatna-plenochnykh-zagryazneniy/
  • Дноуглубительные работы у порта Тамань в Керченском предпроливье: результаты наблюдения из космоса. http://www.scanex.ru/company/news/dnouglubitelnye-raboty-u-porta-taman-v-kerchenskom-predprolive-rez...
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78). http://www.sur.ru/upload/legislation/MARPOL_file_1_37_3567.pdf
  • Все новости

    Подпишитесь на рассылку.
    Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

    Наверх