Утечки из затонувших танкеров в Керченском проливе продолжаются
В феврале-марте 2025 г. были проведены важные аварийно-спасательные мероприятия: выполнены детальные обследования затонувших частей танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», заделаны места истечения мазута, полностью завершены работы по разделке кормовой части «Волгонефть-239» [1], однако утечки с затонувших танкеров время от времени продолжали наблюдаться. Кроме того, наземные мониторинговые группы в апреле 2025 г. постоянно выявляли новые очаги появления нефтепродукта на нескольких участках прибрежных зон Анапы и Керчи.
С помощью космической радиолокации ГК «СКАНЭКС» непрерывно следила за местом аварии [2, 3]. Анализ ситуации в апреле 2025 г. с использованием исключительно данных радиолокации (радиолокационных изображений - РЛИ) показал, что истечение из затонувших частей танкеров возобновились (рис. 1-4).
Так, на РЛИ Sentinel-1A от 17.04.2025 (рис. 1) на место катастрофы просматривается источник загрязнения (нос «Волгонефть-239») и его разлив. Загрязнение при умеренном северо-восточном ветре дрейфует вдоль побережья Крыма.
Рис. 1. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A (17.04.2025, 03:41 UTC), на котором просматривается источник загрязнения (носовая часть «Волгонефть-239») и его разлив. Загрязнение при умеренном северо-восточном ветре распространяется вдоль побережья Крыма. © ESA
На РЛИ от 22.04 (рис. 2) на место катастрофы просматривается фрагментированные пятна нефтепродукта (нос «Волгонефть-212») и его разлив, причем загрязнение при юго-западном ветре дрейфует по направлению в Керченский пролив.
Рис. 2. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A (22.04.2025, 03:49 UTC) на место катастрофы, на котором просматривается источник мазутного загрязнения (нос «Волгонефть-212») и его разлив. Загрязнение при юго-западном ветре дрейфует по направлению в Керченский пролив. © ESA
На РЛИ Sentinel-1С от 23.04 (рис. 3) загрязнение, скопившееся около мест затопления носовых частей «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212», при северном ветре начинает дрейфовать в восточном направлении достаточно широкой полосой. Как видно, пятно нефтепродуктов некоторое время распространялось на восток достаточно широкой полосой (от 150 до 500 м шириной).
Рис. 3. Фрагмент РЛИ Sentinel-1С (23.04.2025, 03:39 UTC) на место катастрофы, на котором отобразилось загрязнение от носовых частей танкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212», при ветре северных румбов дрейфующее широкой полосой в восточном направлении. © ESA
Наиболее длинный разлив в 22 км сложной формы отобразился на РЛИ Sentinel-1A от 24.04.2025 (рис. 4), он распространялся на восток, а затем резко изменил направление дрейфа на южное. Отметим, что в районе поворота расположен мелководный район c многочисленными подводными банками.
Рис. 4. Фрагмент РЛИ Sentinel-1С (24.04.2025, 15:27 UTC) на место катастрофы, на котором загрязнение от носа затонувшего танкера «Волгонефть-239» при юго-западном ветре дрейфуют в восточном направлении, а затем на юг. © ESA
На рис. 5 и 6 - фрагменты РЛИ Sentinel-1A и оптического снимка Sentinel-2A от 30.04.2025 и 4.05.2025, на которых отмечены части затонувших танкеров и отобразились аварийно-спасательные суда, которые по плану должны вести откачку остатков нефтепродуктов и создание коффердам (специальных эластичных экранов, предназначенных для изоляции утечек с затонувших судов) у носовых частей танкеров и «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239»; от последней наиболее часто регистрировались утечки.
Рис. 5. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A (30.04.2025, 15:28 UTC) на место катастрофы, на котором показаны три части затонувших танкеров и отобразились аварийно-спасательные суда. © ESA
Как уже упоминалось мониторинговые группы в середине апреля 2025 г. выявили места выбросов нефтепродукта на нескольких участках прибрежной зоны г. Анапы. На РЛИ Sentinel-1С от 23.04 и 1.05.2025 в этих местах прибрежной зоны Анапской агломерации были обнаружены пленочные загрязнения, исходящие от берега (рис. 7). Вполне очевидно, что они однозначно связаны с мазутным загрязнением декабря 2024 г., однако причина появления пленочных загрязнений (пленок легких фракций нефтепродукта) до сих пор не совсем ясна: то ли это связано с увеличение температуры воды (сейчас 14-15°С) и постепенным ‘расплавлением’ оставшегося мазута, то ли с дополнительным фрагментированием и расслоением мазутного топлива (марка М-100) на фракции. Очень часто подобные пятна образуются на поверхности моря после окончания штормовой погоды. Это косвенно подтверждает сообщение Росприроднадзора о том, что курортный сезон в Анапе и её пляжах в 2025 г. остается под вопросом [4].
Рис. 6. Пленочные загрязнение в районе нахождения носа танкера «Волгонефть-239» и аварийно-спасательное судно на оптическом снимке Sentinel-2A от 4.05.2025 (08:35 UTC). © ESA
Рис. 7. Пленочные загрязнения, обусловленные мазутным загрязнением прибрежной зоны Анапской агломерации в декабре 2024 г., на РЛИ Sentinel-1С от 23.04 и 1.05.2025 (03:39 и 15:18 UTC). © ESA
- Данные космической радиолокации еще раз показали её эффективность, позволив оценить обстановку и наблюдать источники нефтяных загрязнений в месте декабрьской катастрофы. Благодаря ей установлено то, что утечки из затонувших частей наблюдались в период с 17 апреля по 4 мая 2025. Так как только в 2026 г. планируется поднять затонувшие в Керченском предпроливье части танкеров, следует ожидать, что утечки мазута и корабельного топлива, скорее всего, будут продолжаться. Более того, в море остается достаточно много мазута, его большая часть находится на дне или в осадках прибрежной зоны. Наконец, как предполагалось [2], последствия обширного мазутного загрязнения, тем более осевшего на дно и подверженного физико-химической трансформации, судя по доступным данным, будут ощущаться весь 2025 г. – говорит эксперт ГК СКАНЭКС, в.н.с ИО РАН А. Иванов.
Полезные ссылки:
1. Крушение танкеров в Керченском проливе (2024). https://ru.ruwiki.ru/wiki/Крушение_танкеров_в_Керченском_проливе_(2024)
2. Последствия техногенной экологической катастрофы в Черном море будут ощутимы на протяжении всего 2025 г. - экспертный анализ спутниковых снимков. Новость Сканэкс, 25.12.2024. https://www.scanex.ru/company/news/posledstviya-tekhnogennoy-ekologicheskoy-katastrofy-v-chernom-more-budut-oshchutimy-na-protyazhenii-/
3. Радиолокационная съёмка показывает, что в Черном море продолжаются техногенные разливы мазута. Новость Сканэкс, 13.01.2025. https://www.scanex.ru/company/news/rli-pokazyvayut-chto-v-chernom-more-prodolzhayutsya-tekhnogennye-razlivy-mazuta-/?sphrase_id=32851&sphrase_id=32851
4. «Попова предупредила, что пляжи Темрюкского района и прибрежная зона Анапы не пригодны для купания». https://www.interfax.ru/russia/1021568