ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Итоги спутникового мониторинга экологии морей России: Балтика и Черное море самые проблемные

18 Июня 2009
Охрана природы
Подведены первые итоги спутниковой радиолокационной съемки акваторий пяти морей вокруг России. Проект выполняется Центром «СканЭкс» с 21 мая в интересах госзаказчика с целью оценки экологического состояния акваторий Балтийского, Черного, Белого, Каспийского и Охотского морей.


По результатам обработки более 50 снимков спутников <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=radarsat&id=index" target="blank" >RADARSAT-1</a> (Канада) и <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=envisat&id=index" target="blank" >ENVISAT-1</a> (ESA) установлено, что самыми проблемными по степени загрязненности нефтепродуктами является Финский залив Балтийского моря и Черное море. Загрязнений в Белом море не обнаружено.

Балтийское море находится под пристальным контролем стран Европейского союза. В 2007 году Европейское агентство морской безопасности EMSA запустило информационный сервис CleanSeaNet, который позволяет контролировать нефтяные разливы в морях вокруг Европы с помощью космической съемки. Но российские сектора Балтики и Черного моря не попадают в зону действия европейского геосервиса.

Результаты выполненной Центром «СканЭкс» съемки показали, что самым загрязненным из наблюдаемых акваторий оказался российский сектор Финского залива. Загрязнения антропогенного происхождения отмечены на девяти из 17 спутниковых кадров.

Подавляющая часть выявленных загрязнений относится к судовым разливам нефтепродуктов. Один из разливов подтвержден результатами наблюдений 2 июня с судна MCS Malin и получил широкую огласку в СМИ (ИА PortNews, http://portnews.ru/news/45057/). По сообщению, поступившему через Госморспасслужбу, в Финском заливе в районе острова Сескар зафиксировано пятно нефтепродуктов шириной 180 метров длиной 3 мили.

На радиолокационном снимке, принятом со спутника RADARSAT-1 в 08:34 мск 2 июня действительно был обнаружен нефтеразлив в районе острова Сескар в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, состоящий из нескольких пятен, самое крупное из них имеет длину около 5 км и ширину до 400 м.

По оценке эксперта, руководителя отдела оперативного радиолокационного мониторинга ИТЦ «СканЭкс» <b>Виктории Затягаловой</b>, обнаруженное загрязнение имеет характерную для судовых разливов форму и расположено рядом с судоходной трассой. Оно состоит из ряда вытянутых в линию пятен, имеющих размытые границы, в связи с чем его можно охарактеризовать как старый разлив, просуществовавший на морской поверхности более 8-12 часов до съемки; общая площадь загрязнения составляет около 1,3 кв. км.

Антропогенные загрязнения обнаружены также в Лужской губе в районе строящегося порта Усть-Луга.

— Активизация транспортировки нефтепродуктов судами через Финский залив требует применения современных спутниковых технологий для контроля экологической обстановки. Сегодня такие технологии доступны и в России, — отметила вице-президент ИТЦ «СканЭкс» <b>Ольга Гершензон</b>.

Основная часть загрязнений антропогенного происхождения, обнаруженных в Черном море, относится к судовым разливам, которые находятся в украинском и российском секторах вдоль судоходных трасс на подходных путях к Керченскому проливу и Новороссийску.

Наиболее крупные судовые разливы отмечены вечером 27 мая на границе секторов Турции и России вдоль судоходной трассы «Босфор – Туапсе». Пятно содержало тяжелые фракции нефтепродуктов и сохранилось на поверхности более 2 суток до 29 мая. Максимальная длина разлива составила около 47 км. 28 мая в этом же районе отмечен дополнительный сброс нефтепродуктов с проходящего судна.

В Охотском море трижды зафиксированы судовые нефтезагрязнения, находящиеся в заливе Анива на подходных путях к порту Корсаков. Длинный след нефтепродуктов обнаружен 30 мая в акватории Японского моря рядом с Владивостоком. Отмечены загрязнения и на Каспии.

Считается, что основной вклад в загрязнение морей вносят крупные аварийные разливы нефти, аналогичные Керченской катастрофе 2007 года. Но, по данным ООН, суммарный вклад аварийных разливов составляет лишь 10-15%, а главными источниками остаются повседневные загрязнения от стоков рек, предприятий и судовых сбросов неочищенных вод.

В целом, итоги мониторинга оказались довольно неожиданными. Спутниковая съемка выявила высокий уровень загрязненности акватории Финского залива вдоль судоходных трасс. Основными источниками нефтезагрязнений являются судовые сбросы нефтепродуктов и неочищенных вод. Ранее считалось, что Балтика находится под пристальным контролем, что удерживает капитанов судов от нарушений экологического законодательства.

<i>Подробнее о развитии российских космических технологий, в частности о спутниковом мониторинге морских акваторий, можно будет узнать на <a href="http://www.transparentworld.ru/conference/2009/ru/" target="blank" >4-ой Международной конференции «Земля из космоса — наиболее эффективные решения»</a>, которая пройдет 1-3 декабря 2009 года в Подмосковном комплексе управления делами Президента РФ «Ватутинки».</i>

Интегральная карта загрязнений Черного моря, полученная по результатам съемки с 23.05.09 по 18.06.09. Красным цветом показаны разливы, зеленые линии – зоны ответственности Черного моря

Интегральная карта загрязнений Охотского моря по данным спутниковой съемки в период 26.05.09 – 18.06.09

Интегральная карта загрязнений (отмечены красным цветом) в Финском заливе по данным спутниковой съемки в период 23.05.09 – 18.06.09

Судовые разливы (красный контур) у острова Сескар и промышленные стоки в Лужской губе Финского залива. RADARSAT-1, 02.06.2009 04:34UTC (CSA, MDA, SCANEX, 2009)

Судовые разливы (красный контур) у Владивостока (остров Аскольд). RADARSAT-1, 30.05.2009 08:59UTC (CSA, MDA, SCANEX, 2009)

Все новости

Подпишитесь на рассылку.
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх