Космический мониторинг с целью обнаружения сбросов загрязняющих веществ с судов в Черном море успешно проводится с 2009 г. в рамках совместного инновационного проекта ИТЦ «СКАНЭКС» и ФГУ «АМП Новороссийск». При разработке задач авторы программы рассчитывали на получение практических результатов в части обнаружения отдельных случаев нелегального сброса загрязняющих веществ с судов, однако возможности программы оказались гораздо шире.
Итоги 5-летнего сотрудничества ИТЦ «СКАНЭКС» и ФГУ «Администрация Морского порта Новороссийск» в области спутникового мониторинга акват?
Так, после нескольких эпизодов с расследованием случаев несанкционированных сбросов с танкеров на подходных путях к порту Новороссийск, обнаруженных с помощью дистанционного спутникового контроля, и соответствующих уведомлений об инцидентах компаний-перевозчиков, начиная с 2010 г., был зафиксирован значительный дисциплинирующий эффект в поведении судовых экипажей по недопущению сброса нефтесодержащих веществ, что позволило достигнуть цели процессного управления экологической безопасностью в зоне ответственности Российской Федерации в Черноморском бассейне.
В соответствии с действующей практикой при обнаружении несанкционированных судовых разливов по данным космической радиолокации в зоне ответственности РФ и идентификации по данным АИС вероятного судна, совершившего сброс загрязняющих веществ, информация о нем передается в Секретариат Черноморской комиссии и портовым властям следующего порта захода для проведения расследования на причастность судна к незаконному сбросу.
В процессе обработки космическая информация проходит несколько последовательных этапов, которые предусматривают оперативный прием, предварительную обработку и анализ изображений, выполняемые группой экспертов под руководством Н.А. Филимоновой (ИТЦ «СКАНЭКС») при методической поддержке экспертов ИО РАН (руководитель А.Ю. Иванов). На заключительном этапе специалисты ФГУ «АМП Новороссийск» (координатор – М.Г. Фляум) собирают и анализируют всю имеющуюся информацию с целью выявления доказательств по конкретному разливу и судну.
В случае захода судна в порт Новороссийск проверка подозреваемого судна проводится на основании международных меморандумов о взаимопонимании и контроле. При обнаружении неисправностей нефтеводяного сепаратора, наличия неодобренных квалификационным обществом байпасов в системе льяльных вод и нефтешламов, расхождений в объемах накопления и сдачи нефтяных отходов на приемные сооружения и т. п., судно задерживается до устранения замечаний. При этом капитан уведомляется о причастности судна к несанкционированному сбросу, обнаруженному с использованием спутниковых технологий, материалы расследования в некоторых случаях направляются судовладельцу.
По результатам мониторинга в рамках сотрудничества в 2013 г. всего было получено и обработано 83 РЛИ спутника Radarsat-2. При этом на 64 из них было обнаружено 142 сликовых образования. На 19 РЛИ загрязнений моря обнаружено не было.
На подконтрольной акватории (восточная часть Черного моря) пятна распределились следующим образом: зона ответственности РФ – 71, зона ответственности Украины – 47, зона ответственности Турции – 21, зона ответственности Грузии – 3.
Экспертами ФГУ «АМПН» были однозначно установлены 65 пятен, образованных в результате незаконных сбросов с судов, причем 47 из них находились вне зоны действия российских береговых АИС-станций. Некоторые результаты расследований на причастность судов к несанкционированным сбросам приведены в таблице:
Результаты расследований на причастность судов к несанкционированным сбросам
26.05.13
|
т/х «Salasac»
|
Материалы переданы турецкой стороне для проведения расследования в порту Измир
|
30.07.13
20.08.13
|
т/х «Ulusoy-6»
т/х «Ulusoy-2»
|
Явных доказательств незаконного сброса не обнаружено
|
23.08.13
|
Плавсредство ВМФ
|
Материалы переданы для проведения расследования МСКЦ Украины
|
26.08.13
|
т/х «Aydemir»
|
Косвенные доказательства незаконного сброса предъявлены капитану во время проверки в п. Новороссийск. Задержание из-за нарушения конвенции МАРПОЛ
|
24.12.13
|
т/х «Teresa Pelintung»
|
Судно планируется к проверке на причастность к загрязнению по приходу в порт Новороссийск
|
По результатам обработки спутниковых изображений информация для дальнейшего расследования 5 раз передавалась в МСКЦ Турции и один раз в Азово-Черноморскую инспекцию Минприроды Украины. Результаты анализа и наблюдений опубликованы в журналах «Исследование Земли из космоса», «Морские порты», «Земля из космоса», сборнике трудов ЮНЦ РАМ, в докладах Комиссии по защите Черного моря и сотрудничеству.
Приведенные данные убедительно свидетельствуют о широких возможностях системного применения космических технологий в реализации комплексных программ обеспечения безопасности мореплавания в зоне ответственности Российской Федерации, мониторинга поверхностных загрязнений и оценке некоторых гидробиологических состояний.
Интегральная карта пленочных образований, обнаруженных
в восточной части Черного моря в 2013 г. с использованием космической радиолокационной съемки (светло-коричневым показаны границы экономзон, голубым – судоходные трассы, бледно-фиолетовым – границы терр. вод; зеленым даны пятна, имеющие грифонное происхождение; судовые разливы в границах терр. вод – однозначно нелегальные). © ИТЦ "СКАНЭКС" |
Пример установления в «Геомиксере» виновника судового разлива (т/х «Teresa Pelintung», 24.12.2013) в экономзоне РФ
с использованием данных радиолокационного зондирования (слева) и АИС (справа). © ИТЦ "СКАНЭКС" |