На снимках из космоса в туркменских водах Каспийского моря постоянно наблюдается нефтяное загрязнение. На основе анализа данных ДЗЗ выявлены его основные источники и причины. Характер поверхностного загрязнения, выявленный по данным спутниковых наблюдений, носит комплексный характер и определяется как природными, так и техногенными факторами.
С помощью космических снимков установлены источники нефтяного загрязнения вод туркменского сектора Каспийского моря
Полуостров Челекен и г. Хазар (ранее г. Челекен с населением около 9 тыс. жителей) принадлежат к акватории Каспийского моря. На полуострове сосредоточен ряд промышленных предприятий национального значения, в том числе нефтехимического сектора. Один из них — хазарский химический завод (производство брома и йода), а в порту г. Хазар — нефтеналивной причал и инфраструктура компаний Dragon Oil и ГК «Туркменефть». Недалеко на сушу выходит нефтепровод, связывающий морские туркменские промыслы нефти с берегом. Компания Petronas Carigali (Малайзия) ведет нефтедобычу в море с 1996 г. (месторождения Гарагел-Дениз, Дерьябекир и Магтымгулы, а компания Dragon Oil из ОАЭ (Джыгалыбек (газовое) и Джейтуне (нефтяное) — с 2000 г., после подписания соглашений о разделе продукции [1, 2].
Рис. 1. Квазисинхронные снимки спутников Sentinel-1A (радиолокация) и Sentinel-2A (оптика), на которых отобразились три нефтепроявления в туркменском секторе Каспийского моря. На оптическом снимке хорошо видна «ветровая размазка» или сепарация фракций нефти под действием ветра © ESA
Анализ спутниковых снимков 2023-2024 гг. выявил почти постоянные истечения нефти в границах месторождения Гарагел-Дениз. Это место находится в границах блока № 1, на котором в настоящее время ведет добычу нефти и газа компания Petronas (рис. 2). Основной источник находится в координатах: 39°32'55" с.ш. и 52°36'56" в.д., а два других второстепенных впервые обнаружены в точках 39°32'25"с.ш. и 52°35'48" в.д., 39°30'35"с.ш. и 52°34'27" в.д. соответственно; глубины моря 29-32 м (рис. 1, 2). Первое наблюдалось большое количество раз [3-6] в течение последних 25 лет, а его нефтепроявления известны с 2000 г. [3], что говорит о постоянном характере работы. Вторичные нефтепроявления были выявлены путем анализа пространственно-временной группировки пятен на разновременных РЛИ — две веерные структуры позволили определить положение точечных источников на дне (рис. 2, врезка). Это также подтвердили квазисинхронные оптические наблюдения, они, в частности, указывают на то, что из этих подводных источников поступают средние и легкие фракции нефти (рис. 1).
![Рис. 2. Положение обнаруженных нефтепроявлений (грифоны 2 и 3) на навигационной карте; нефтепроявление, обозначенное как «грязевой вулкан», наблюдается с 2000 г. [1] Рис. 2. Положение обнаруженных нефтепроявлений (грифоны 2 и 3) на навигационной карте; нефтепроявление, обозначенное как «грязевой вулкан», наблюдается с 2000 г. [1]](/upload/medialibrary/420/420f11f2b8598d7e4fbe1b9fc48037ee.jpg)
Рис. 2. Положение обнаруженных нефтепроявлений (грифоны 2 и 3) на навигационной карте; нефтепроявление, обозначенное как «грязевой вулкан», наблюдается с 2000 г. [1]
Наиболее характерные и максимальные по площади пятна, обнаруженные в районе этих нефтепроявлений в 2024 г., иллюстрируют РЛИ на рис. 3. В благоприятных гидрометеорологических условиях (ГМУ) всплывшая на поверхность нефть растекается на площади от 45 до 100 км², причем направление дрейфа и размеры нефтяных пленок меняются в зависимости от ветра, волнения и течений.

Рис. 3. Крупные пятна, образовавшиеся в результате растекания легких фракций нефти, попавших на поверхность моря из подводных нефтепроявлений, на радиолокационных изображениях спутника Sentinel-1A © ESA
На РЛИ и оптических снимках источники пленочных загрязнений были обнаружены в прибрежной зоне п-ова Челекен между м. Челекен и заброшенными советскими нефтепромыслами (рис. 4а, 4б, 5). Спутниковые снимки позволяют утверждать, что их три. Утечки, по-видимому, происходят и в результате естественных выходов нефти в прибрежной зоне моря, и из заброшенных скважин/мест сброса нефтесодержащих вод (устья рек, сточные коллекторы) прибрежных предприятий. Они при благоприятных ГМУ также проявляются на РЛИ постоянно и создают на морской поверхности пятна-слики длиной до 18 км/площадью до 9 км2 и обычно дрейфуют в открытое море или в залив Туркменбаши (рис. 4а, 4б).
Рис. 4а. Пленочные загрязнения на фрагментах РЛИ Sentinel-1A в прибрежной зоне моря на акватории между хазарским химзаводом и заброшенными советскими нефтепромыслами. Время от времени однозначно проявляются три источника; макс. длина 18,2 км (9.10.2023), площадь 9,2 км2 (29.08.2023) © ESA
Рис. 4б. Нефтезагрязнения на фрагментах РЛИ Sentinel-1A (02:37 UTC) и оптического снимка Sentinel-2A (07:16 UTC) от 5.06.2024 в прибрежной зоне п-ова Челекен © ESA
Анализ снимков высокого разрешения (Spot, WorldView и др.) показал, что источниками пленочного загрязнения моря в районе п-ова Челекен и г. Хазар могут быть хазарский химзавод, колодец-коллектор которого и русло водотока (из водоемов-отстойников или т.н. «прудов-испарителей») расположены в прибрежной зоне моря, а также заброшенные нефтепромыслы с оставшимися скважинами (рис. 5).
Рис. 5. Загрязнение прибрежной зоны моря на оптическом снимке высокого разрешения WorldView-3, 26.06.2019. Стрелками оказаны возможные источники загрязнения моря; звездочками отмечены объекты, которые наиболее часто являются причиной нефтезагрязнений © CNES, Airbus
Другим фактором нефтяного загрязнения являются утечки нефти и сбросы производственных вод на нефтедобывающих платформах на месторождениях Гарагел-Дениз (Petronas) и Джейтуне (Dragon Oil); они появляются время от времени, но в большом количестве (рис. 6). Причинами их появления могут быть аварийные выбросы нефти, технологические сбросы пластовых и производственных вод при эксплуатации морских месторождений. Однако наиболее часто разливы нефти у платформ наблюдались в той части моря, где компания Dragon Oil разрабатывает шельфовые месторождения углеводородов.
Рис. 6. Нефтяные пятна у нефтедобывающих платформ на месторождении Джейтуне на радиолокационных изображениях спутника Senntinel-1A © ESA
Судовые разливы наблюдались нечасто, однако встречались значительные, длиной до 40 км (рис. 7). Скорее всего, эти загрязнения возникают после операций мойки танков или сбросов судовых нефтепродуктовых отходов, причем они производятся тогда, когда суда выходят из территориальных вод Туркменистана, и в ночное время.
Рис. 7. Судовые разливы на судоходной трассе Баку-Туркменбаши вне территориальных вод Туркменистана. © ESA
Наконец, в туркменских водах Южного Каспия обнаружено естественное нефтепроявление, которое тяготеет к грязевому вулкану на банке Грязный Вулкан (показан на всех навигационных картах в точке 38°09'29"с.ш. и 52°34'03" в.д., глубина 10,8 м), над ним также наблюдается пространственно-временная группировка нефтяных пятен (рис. 8).
Рис. 8. Пространственно-временная группировка пятен-сликов над банкой Грязный Вулкан в туркменском секторе Южного Каспия
«В итоге, судя по данным ДЗЗ, нефтегазовая отрасль Туркменистана — одна из основных комплексных загрязнителей морской среды юго-восточной части Каспийского моря. Среди антропогенных загрязнений — аварийные разливы нефти и сбросы производственных вод, возникающие при эксплуатации морских месторождений. Наибольший вклад в общее загрязнение вносят подводные источники нефти (нефтепроявления), генезис и объемы которых до сих пор точно не известны. Не следует исключать загрязнения, привносимые морским транспортом. Негативное воздействие нефтегазового комплекса очевидно, а влияние практически постоянного нефтяного загрязнения носит как локальный, так и региональный характер», — говорит эксперт ГК «СКАНЭКС», в.н.с. ИО РАН Андрей Иванов.
Полезная литература
- Petronas Carigali (Turkmenistan). (https://ru.crudeaccountability.org/kampanii/turkmenistan/kto-est-kto-v-turkmenistane/petronas-carigali-turkmenistan/).
- Dragon Oil (https://www.dragonoil.com/turkmenistan/).
- Satellite imagery analysis for environmental monitoring: Turkmenbashi, Turkmenistan. American Association for the Advancement of Science, 2012. (https://www.aaas.org/sites/default/files/AAAS_Satellite_Environment_Turkmenistan.pdf).
- Hidden in Plain Sight: Environmental and human rights violations in the turkmen sector of the Caspian Sea. Crude Accountability. Report, 2013 (https://crudeaccountability.org/wp-content/uploads/2013/05/20130506-HiddenInPlainSight.pdf).
- Митягина М.И., Лаврова О.Ю. Выход естественных углеводородов со дна Каспийского моря в районе туркменского шельфа, выявленный по спутниковым данным // Соврем. проблемы дистан. зондирования Земли из космоса. 2020. Т. 17. № С. 292-298.
- Матросова Е.Р., Ходаева В.Н., Иванов А.Ю. Определение характеристик естественных нефтепроявлений и их подводных источников по данным дистанционного зондирования // Исслед. Земли из космоса. 2022. № 2. С. 3-27.