ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Последствия техногенной экологической катастрофы в Черном море будут ощутимы на протяжении всего 2025 г. — экспертный анализ спутниковых снимков

25 Декабря 2024
ЧС
15 декабря 2024 г. на входе в Керченский пролив во время сильного шторма потерпели крушение два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», суммарно перевозивших около 9000 т мазута. В результате их крушения произошло массовое загрязнение нефтепродуктами Керченского предпроливья, прибрежной акватории Черного моря вплоть до курорта г. Анапа и побережья Крыма.

Сигнал «sos» о происшествии в Керченском проливе поступил 15 декабря 2024 г. около 9:00 мск. Корпус танкера «Волгонефть-212» на сильном волнении и ветре 20 м/с, высоте волн до 3-4 м переломился в районе миделя и его части затонули. В 10:20 мск танкер «Волгонефть-239» получил аналогичные повреждения, носовая часть затонула, а кормовая часть некоторое время дрейфовала и села на мель у м. Панагия. Потерпевшие крушение танкеры класса «река-море» были построены в 1969 и 1973 гг., их сроки эксплуатации превысили максимальные (25 лет) (рис. 1). В СМИ сообщается, что танкеры перевозили мазут в интересах МО РФ. По различным оценкам в воду попало около 4 тыс. т нефтепродукта.

Рис. 1. Крайне устаревшие, модернизированные танкеры речного класса «Волгонефть-239» (слева) и «Волгонефть-212» (справа), которые использовались для перевозки нефти и тяжелых нефтепродуктов. Фото: marinetraffic.com
Рис. 1. Крайне устаревшие, модернизированные танкеры речного класса «Волгонефть-239» (слева) и «Волгонефть-212» (справа), которые использовались для перевозки нефти и тяжелых нефтепродуктов. Фото: marinetraffic.com

Анализ ситуации с использованием исключительно данных ДЗЗ позволяет реально оценить результаты катастрофы двух танкеров в Керченском предпроливье. Впервые место катастрофы в разрывах облачности отобразилось на оптических снимках уже 16.12.2024 (MODIS/Terra, Pleiades-1A и др.) (рис. 2), причем их анализ не позволял провести однозначную интерпретацию. Только радиолокационные изображения (РЛИ) спутника Sentinel-1A, полученные позже, 18.12 и 19.12.2024 (рис. 3, 5), однозначно показали то, что: 1) разливы происходят от затонувших во время шторма танкера «Волгонефть-212» и носа танкера «Волгонефть-239», 2) пятна имеют вытянутую форму и распространяются под действием дрейфовых течений, вызванных сильным сначала северо-западным, а потом южным/юго-восточным ветром.

Рис. 2. Фрагменты оптических снимков спутников Terra/MODIS от 16.12.2024 (вверху) и 18.12.2024 (внизу), на которых в разрывах облачности отобразилось место катастрофы и, возможно, мазутное загрязнение, распространяющееся на юг и восток/юго-восток к побережью Бугазской косы. Надежной интерпретации мешают обширные образования, образованные в верхнем слое моря взмученным веществом в результате сильного шторма.
Рис. 2. Фрагменты оптических снимков спутников Terra/MODIS от 16.12.2024 (слева) и 18.12.2024 (справа), на которых в разрывах облачности отобразилось место катастрофы и, возможно, мазутное загрязнение, распространяющееся на юг и восток/юго-восток к побережью Бугазской косы. Надежной интерпретации мешают обширные образования, образованные в верхнем слое моря взмученным веществом в результате сильного шторма.

Рис. 3. Обзорное РЛИ Sentinel-1A (18.12.2024, 03:40 UTC) на место катастрофы, на котором однозначно виден источник основного загрязнения от одного из затонувших танкеров. Мазутное загрязнение при сильном северо-западном ветре дрейфует по направлению на восток к Бугазской косе. © ESA
Рис. 3. Обзорное РЛИ Sentinel-1A (18.12.2024, 03:40 UTC) на место катастрофы, на котором однозначно виден источник основного загрязнения от одного из затонувших танкеров. Мазутное загрязнение при сильном северо-западном ветре дрейфует по направлению на восток к Бугазской косе. © ESA

Съемка спутника Sentinel-1A от 18.12.2024 (03:40 UTC) (рис. 3, 4) при сильном северо-западном ветре (на что указывают ветровые полосы), показала, что мазут от танкера «Волгонефть-212» и его фракции образовали относительно длинное и вытянутое пятно, распространяющееся на восток по направлению к Бугазской косе; его длина около 10 км, площадь 2,5-3 кв. км. Края пятна и его текстура указывают на то, что мазут в холодной воде не образовал на морской поверхности сплошной пленки, и поэтому обнаруженное пятно, скорее всего, состояло из скоплений мазутных пятен и агрегатов различного размера. Заметим, что при ветре 8-10 м/с и более на морской поверхности могут существовать только пленки/скопления агрегатов сырой нефти, тяжелых нефтепродуктов или их эмульсий.

Рис. 4. Поля ветра (слева) и геострофических течений (справа) на момент РЛ-съемки 18.12.2024 (03:40 UТС), обуславливающих продолжительный восточный дрейф пятен мазута, а затем их аккумуляцию на акватории от м. Железный Рог до Анапской бухты. Такие ГМУ обусловили накопление нефтепродуктов в прибрежной зоне Бугазской косы, у анапской агломерации и в Анапской бухте (моделирование GFS/NCEP/US National Weather Service).
Рис. 4. Поля ветра (слева) и геострофических течений (справа) на момент РЛ-съемки 18.12.2024 (03:40 UТС), обуславливающих продолжительный восточный дрейф пятен мазута, а затем их аккумуляцию на акватории от м. Железный Рог до Анапской бухты. Такие ГМУ обусловили накопление нефтепродуктов в прибрежной зоне Бугазской косы, у анапской агломерации и в Анапской бухте (моделирование GFS/NCEP/US National Weather Service).

Съемка Sentinel-1A от 19.12.2024 (15:28 UTC) (рис. 5а-б, 6) при умеренном, усиливающемся южном ветре, показала, что на РЛИ четко различимы два источника загрязнения: затонувший нос танкера «Волгонефть-239» и затонувший танкер «Волгонефть-212» (от которого идет более четкое пятно-слик) и которые разнесены примерно на 1,3 км. Мазут в виде скопления агрегатов начинает выносить в Керченский пролив. Напротив Бугазской косы наблюдается большое, длинное и широкое темное пятно, которое образовалось в результате дрейфа мазута под действием дрейфовых течений в предыдущие дни при сильном западном/северо-западном ветре. В Анапской бухте отмечаются вытянутые слики (темные пятна), которые однозначно можно проинтерпретировать как скопление пленок мазута или его агрегатов.

 Рис. 5а. Обзорное РЛИ Sentinel-1A (19.12.2024, 15:28 UTC) на место катастрофы, на котором отобразились два источника мазутных загрязнений, скопление пятен загрязнения в широком и длинном пятне напротив Бугазской косы, а также отдельные полосы и пятна в Анапской бухте. © ESA
Рис. 5а. Обзорное РЛИ Sentinel-1A (19.12.2024, 15:28 UTC) на место катастрофы, на котором отобразились два источника мазутных загрязнений, скопление пятен загрязнения в широком и длинном пятне напротив Бугазской косы, а также отдельные полосы и пятна в Анапской бухте. © ESA
  Рис. 5б. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A (19.12.2024, 15:28 UTC) на место катастрофы, на котором отобразились два аварийных источника мазутных загрязнений – танкер «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» (нос). © ESA      Рис. 5б. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A (19.12.2024, 15:28 UTC) на место катастрофы, на котором отобразились два аварийных источника мазутных загрязнений – танкер «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» (нос). © ESA

Рис. 6. Поля ветра (слева) и геострофических течений (справа) на момент РЛ-съемки 19.12.2024 (15:28 UТС), обуславливающих смену направления дрейфа пятен мазута на северо-восточное и его остаточное накопление в акватории напротив Бугазской косы, у побережья г. Анапы и в Анапской бухте (моделирование GFS/NCEP/US National Weather Service).
Рис. 6. Поля ветра (слева) и геострофических течений (справа) на момент РЛ-съемки 19.12.2024 (15:28 UТС), обуславливающих смену направления дрейфа пятен мазута на северо-восточное и его остаточное накопление в акватории напротив Бугазской косы, у побережья г. Анапы и в Анапской бухте (моделирование GFS/NCEP/US National Weather Service).

В итоге вытекающий мазут под действием преобладающих течений почти четыре дня (с 15 по 18 декабря) дрейфовал на юго-восток вдоль северо-восточного побережья Черного моря и согласно результатам моделирования достиг Анапской бухты и возможно даже м. Мал. Утриш. Дрейф мазута к берегам Краснодарского края привел к загрязнению около 55 км побережья, в т.ч. уникальных пляжей от ст. Благовещенской до Анапы.

Рис. 7. Фрагмент РЛИ спутника TerraSAR-X от 21.12.2024, 15:25 UTC, на котором видны три источника загрязнения, мазутные пятна от которых дрейфуют к побережью п-ова Крым и далее на север к Крымскому мосту. © DLR
Рис. 7. Фрагмент РЛИ спутника TerraSAR-X от 21.12.2024, 15:25 UTC, на котором видны три источника загрязнения, мазутные пятна от которых дрейфуют к побережью п-ова Крым и далее на север к Крымскому мосту. © DLR

На последующих РЛИ спутников TerraSAR-X от 21.12.2024 (15:25 UTC) и Sentinel-1A от 23.12.2024 (03:49 UTC) (рис. 7, 8) отобразилась ситуация, когда ветер сменил свое направление на юго-восточное, и мазутное загрязнение стало дрейфовать к побережью п-ова Крым и распространяться в проливе вдоль крымского побережья, постепенно загрязняя его. Причем на РЛИ TerraSAR-X виден и третий источник загрязнения – нос танкера «Волгонефть-212» (рис. 7), однако наиболее наглядно ситуация загрязнения п-ова Крым отобразилась на РЛИ Sentinel-1A (рис. 8).

Рис. 8. Фрагмент РЛИ спутника Sentinel от 23.12.2024 (03:49 UTC), на котором видны многочисленные пятна нефтепродуктов, которые прибило к берегу в период с 21.12 по 22.12.2024; они под действием восточного ветра начинают снова выноситься в пролив из прибрежной зоны. © ESA
Рис. 8. Фрагмент РЛИ спутника Sentinel от 23.12.2024 (03:49 UTC), на котором видны многочисленные пятна нефтепродуктов, которые прибило к берегу в период с 21.12 по 22.12.2024; они под действием восточного ветра начинают снова выноситься в пролив из прибрежной зоны. © ESA

В разрывах облачности кормовая часть танкера «Волгонефть-239», севшая на мель около м. Панагия, была хорошо видна как на РЛИ, так и на оптических снимках Sentinel-2 (рис. 9), истечения мазута и пленок нефти рядом с ней обнаружено не было.

 Рис. 9. Кормовая часть танкера «Волгонефть-239» у берега на мели у м. Панагия на снимках из космоса: на оптическом снимке Sentinel-2А (08:47 UTC) (слева) и на РЛИ Sentinel-1A (15:28 UTC) (справа); пленочные загрязнения моря от нее в море не обнаружены. © ESA
Рис. 9. Кормовая часть танкера «Волгонефть-239» у берега на мели у м. Панагия на снимках из космоса: на оптическом снимке Sentinel-2А (08:47 UTC) (слева) и на РЛИ Sentinel-1A (15:28 UTC) (справа); пленочные загрязнения моря от нее не обнаружены. © ESA

«В итоге данные ДЗЗ, в частности космической радиолокации, которые в отличие от оптических снимков в неблагоприятных ГМУ позволяют в случае подобных катастроф однозначно выявлять источники нефтяных загрязнений, оценить направление дрейфа и масштабы аварийных разливов и предоставить точные данные о положении нефтеразливов и загрязненных побережий. Более того, они выступают надежным материалом для верификации результатов численного моделирования, других прогнозов и оценок. Это еще стало понятно во время первой аналогичной катастрофы, произошедшей в ноябре 2007 г. в Керченском проливе с танкером «Волгонефть-139», однако никаких практических выводов сделано не было. Наконец, судя по масштабам катастрофы, отобразившимся на спутниковых снимках, последствия обширного мазутного загрязнения, тем более осевшего на дно, будут обширны и ощутимы на протяжении всего 2025 г.,» – говорит эксперт ИО РАН и СКАНЭКС Андрей Иванов.

СКАНЭКС будет продолжать отслеживать ситуацию.

Полезные ссылки:

1.      ТАСС, 2024. Что известно о крушении танкеров в Керченском проливе. https://tass.ru/proisshestviya/22674169

2.      Иванов А.Ю., Литовченко К.Ц., Затягалова В.В. Аварийный разлив мазута в Керченском проливе: радиолокационный мониторинг и результаты моделирования // Исследование Земли из космоса, 2008. № 4. С. 62-76.

Все новости

Подпишитесь на рассылку.
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх