Мировой рынок продуктов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса быстро развивается. Основными составляющими для развития рынка геоданных служат источники в виде космической группировки спутников ДЗЗ , наземная инфраструктура центров приема и обработки, веб-порталы доступа к каталогам, архивам и оперативной космической информации, а также законодательство, определяющее политику доступа и распространения геопространственной информации. Необходимыми компонентами являются также рынок программных продуктов и система подготовки квалифицированных кадров. Попутно заметим, что зарубежные сервисы поставки готовых геопродуктов мало способствуют развитию национальных рынков геопространственных продуктов и услуг, а скорее наоборот, ведут к атрофии национальных технологий.
Общественный доступ к космической информации, или Насколько эффективна гражданская космическая программа ДЗЗ?
Лидерами по составу космических группировок спутников ДЗЗ являются США, страны Европы, Китай и Индия. Это разные страны с принципиально различными схемами финансирования программ ДЗЗ: США и Европа создали и эксплуатируют бюджетные государственные, частно-государственные и коммерческие системы ДЗЗ. В Индии и Китае ведущими принципами развития отрасли ДЗЗ является плановое государственное финансирование. Насколько эффективны современные бюджетные программы ДЗЗ и каковы пути повышения их отдачи?
Индийский опыт
Традиционно считается, что Индия создала эффективную современную гражданскую программу ДЗЗ IRS (Indian Remote Sensing Satellite). Сегодня только на низких полярных орбитах работают 10 индийских спутников ДЗЗ гражданского и двойного назначения (для сравнения: у России на 15 июля 2011 г. функционирует 2 спутника аналогичного класса, «Метеор-М» №1 и «Ресурс-ДК» №1). Космические амбиции индийского департамента космоса (Department of Space – уполномоченное за развитие космических технологий ведомство) финансируются исключительно из бюджета в соответствии с пятилетними планами, хотя активно предпринимаются попытки либерализации отрасли и привлечения частного капитала.
Недавно в Индии были опубликованы результаты государственной проверки работы национального центра ДЗЗ National Remote Sensing Centre (NRSC), которые позволили по-новому взглянуть на результаты деятельности индийской отрасли ДЗЗ. Государственная аудиторская служба Comptroller and Auditor General (CAG, аналог российской счетной палаты) оценила результаты использования семи спутников серии IRS (IRS-1C, -P3, -1D, -P4, -P5, -P6, Cartosat-2) национальной системы ДЗЗ на протяжении шести лет, с 2003 до 2009 год. Оценка осуществлялась по нескольким параметрам, но наиболее интересные результаты получены по достигнутой производительности съемочной аппаратуры космических аппаратов (КА) и возврату инвестиций (полный текст документа содержится в CAG Report № 21 2010-11 http://saiindia.gov.in/cag/union-audit/performance-audit-activities-national-remote-sensing-center-department-space).
Достигнутая производительность аппаратов ДЗЗ рассчитывалась как отношение числа принятых станциями кадров (сцен) космической информации за период оперативной эксплуатации КА к максимально возможному объему передаваемой информации со спутника конкретного типа. Кроме конструктивных особенностей КА ДЗЗ при расчете параметра учитывались размеры зоны приема информации станцией центра NRSC в Шаднагаре (Хайдерабад), характеристики съемочной аппаратуры и наличие бортовых запоминающих устройств. Оказалось, что реальная годовая производительность трех из семи спутников IRS не превысила 50% от расчетной максимальной величины. Спутник IRS-P3 продемонстрировал самую низкую производительность в 32%, а IRS-P5 – самую высокую (84%). В своем ответе на критику департамент космоса Индии указал, что одной из причин невысокой эффективности является недостаток приемных станций в единственном центре NRSC, в связи с чем Индия арендует ресурсы норвежского приемного центра Свальбард (Швеция).
Финансовые результаты распространения космической информации системы IRS оказались столь же неожиданными. Объем денежных средств, полученных от реализации продуктов на основе космической информации каждого из 7 спутников, не только не покрыл капитальные расходы на разработку и запуск, но даже не превысил ежегодные операционные расходы на эксплуатацию. В течение шести лет Индия израсходовала почти $551 млн на разработку, запуск и эксплуатацию 7 спутников ДЗЗ. Объем продаж космоснимков за этот же период составил $39 млн (или 7% от расходов).
Необходимо учесть, что индийская космическая информация, в отличие от российской, активно распространяется на мировом рынке через сеть зарубежных приемных станций в 18 странах и дилерскую сеть продаж готовых продуктов. Тем не менее, полученный доход от продаж космоснимков на внутреннем и внешнем рынках покрыл чуть более 1/5 части всех операционных расходов (21,49%). Таким образом, за все рассматриваемые годы ни разу не удалось получить положительный финансовый баланс, без чего невозможен возврат капитальных затрат.
Попутно аудиторская служба заметила, что более 80% внутренних продаж космической информации приходится на госструктуры, в то время как парламентский комитет еще в 1996 году рекомендовал развивать частный рынок при внедрении космической информации в прикладные задачи. Можно уверенно прогнозировать, что при сохранении существующей ситуации в Индии последняя рекомендация останется трудновыполнимой.
Несколько лет назад в Роскосмосе был провозглашен аналогичный подход к распространению продуктов ДЗЗ на внутреннем рынке («продажи для компенсации капитальных затрат на разработку спутников ДЗЗ»), который неизбежно ведет к плачевным результатам. Судите сами: удельная доля России на мировом рынке продаж космической информации исчезающе мала. Госструктурам информация поставляется по номинальной цене копирования. Значит за отечественные геоданные должны заплатить компании слаборазвитого российского рынка ДЗЗ. Учитывая, что все операционные расходы госструктур в современной России имеют устойчивую тенденцию к росту, в итоге мы получим покрытие операционных расходов доходами от продаж намного ниже индийских 20%, о возврате капитальных затрат и вовсе можно забыть. Вместе с тем в мире известны рецепты успешного развития национальных рынков геопространственной информации.
Альтернативный подход
«Налогоплательщики уже однажды оплатили разработку бюджетной гражданской системы ДЗЗ и НЕ ДОЛЖНЫ платить еще раз за космическую информацию этих систем», — такой принцип положен в основу организации свободного распространения космической информации гражданских систем ДЗЗ в США (программы Landsat и EOS), странах Европы (ENVISAT, в перспективе — SENTINEL), Китае (программы CBERS и HJ для внутреннего рынка) и Бразилии (CBERS в Южной Америке). Учитывая общую численность населения и уровень развития рынков ДЗЗ перечисленных стран, можно утверждать, что большая часть населения Земли пользуется услугами бюджетных систем ДЗЗ бесплатно, что способствует ускоренному развитию науки и национального рынка геопространственной информации и, в конечном итоге, всей экономики на базе современных геопространственных технологий.
Общественный контроль производительности и эффективности работы гражданских бюджетных систем ДЗЗ (например, Landsat) до банальности прост: все поступающие кадры (сцены) после оперативной обработки доступны для свободного скачивания через веб-порталы и геосервисы. Таким образом, любой гражданин может лично оценить, насколько интенсивно работает аппаратура спутника и какое качество имеет его информация.
Главный эффект от свободного доступа — быстрое развитие рынка прикладных применений космической информации, так как компании используют имеющиеся финансовые ресурсы не для закупки спутниковых изображений, а для разработки новых технологий, специализированных программ или интеграции космической и другой информации в продукты, ориентированные на специфические нужды пользователей. Государство де-факто дотирует бесплатной космической информацией национальные компании геоинформационной отрасли для достижения целей ускоренного экономического роста на основе инновационных геопродуктов. Аналогичный мультипликативный эффект можно было бы получить и в России, предложив открытый доступ к продуктам аппаратуры КМСС спутника «Метеор-М» №1.
В США, например, за два года с серверов геологической службы USGS было скачано более 3 миллионов сцен программы Landsat. Интересно отметить, что среди пользователей данных Landsat есть много отечественных госорганизаций, некоторые даже оказывают сервисные услуги на основе бесплатной американской информации.
Основные объемы продаж на мировом рынке геоданных приходятся на операторов систем ДЗЗ, созданных на частные инвестиции или по схеме частно-государственного партнерства. Именно они являются сегодня локомотивами в развитии новой космической техники ДЗЗ, передовых технологий доступа и оказания сервисных услуг. Понятно, что частный инвестор и без аудиторского контроля заинтересован в быстром изготовлении спутника ДЗЗ (за 3-4 года, а не за 7-10 лет, как в России) и в интенсивном использовании ресурсов съемочной аппаратуры.
Таким образом, ведущие космические державы нашли рецепты обеспечения высокой эффективности и производительности государственных бюджетных программ ДЗЗ и отрасли ДЗЗ в целом. Применив успешный опыт, можно избежать ошибок и добиться столь же убедительных результатов.
Автор: Алексей Кучейко, заместитель генерального директора ИТЦ «СКАНЭКС»
Некоторые популярные ресурсы свободного доступа к продуктам гражданских программ ДЗЗ:
1. Программа EOS (США) – сервер NASA Lance, http://lance.nasa.gov/imagery/rapid-response/;
2. Программа Landsat (США) – сервер USGS GloVis, http://glovis.usgs.gov/; сервер EarthExplorer, http://edcsns17.cr.usgs.gov/NewEarthExplorer/; отображение оперативной информации Landsat, http://earthnow.usgs.gov/;
3. Программа ENVISAT (Европейское космическое агентство) – MIRAVI, http://miravi.eo.esa.int/en/;
4. Программа CBERS (Бразилия) – каталог института INPE, http://www.dgi.inpe.br/CDSR/.