В ходе спутникового радиолокационного мониторинга Черного моря, проводимого ИТЦ «СКАНЭКС» в интересах ФГУ «АМП Новороссийск», в российском и украинском секторах в конце сентября и начале октября 2012 г. обнаружены крупноразмерные пленочные загрязнения судового происхождения. С помощью данных автоматизированной системы идентификации судов (АИС) удалось идентифицировать суда, причастные к загрязнению.
Нелегальные судовые сбросы в Черном море по данным космической съемки
Последовательные съемки северо-восточной части Черного моря зафиксировали ряд крупных разливов 19 сентября и 7 октября в территориальных водах российского сектора на подходах к Новороссийской бухте и в районе Туапсе (суммарная площадь 17,1 и 14,2 кв. км, соответственно), а 26 и 29 сентября – в украинском секторе (суммарная площадь 59,6 и 42,5 кв. км, соответственно).
Форма, положение и характеристики пятен позволяют утверждать, что они образованы в результате судовых сбросов. В частности, пятна имеют линейчатый вид, что говорит о сбросах, производимых на ходу судна, они часто фрагментированы и расположены на параллельных курсах из-за выполнения операций в несколько этапов и, наконец, эти процедуры периодически происходят на границе украинского и российского секторов с целью распределения ответственности. В общем случае эти признаки позволяют интерпретировать эти пленочные образования в десятки кв. км как судовые разливы.
К инциденту 7 октября оказался причастным морской буксир Someri (флаг Россия), следующий в п. Сочи курсом 132° со скоростью 6 узлов. Инспекционной проверкой буксира в морском порту Сочи косвенно подтверждена причастность судна к несанкционированному сбросу порядка 1 куб. м нефтешлама.
Инцидент 19 сентября был проанализирован более детально с помощью специалистов ФГУ «АМП Новороссийск». По данным МСКЦ Новороссийск в момент времени, близкий ко времени съемки, в обозначенных координатах находились наиболее вероятные источники происхождения пятна – т/х «Crystal Sun» (флаг Камбоджа, 1977 года постройки), который убыл из порта Новороссийск после выгрузки цемента, и т/х «Dream True» (флаг Панама, 1983 года постройки), который прибыл в порт Новороссийск под погрузку леса.
В 2011 г. специалисты ИТЦ «СКАНЭКС» совместно с экспертами Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН провели (1, 2, 3) комплексный анализ спутниковых данных, на которых были зафиксированы аналогичные случаи в Черном море в прошлом году.
ИТЦ «СКАНЭКС» совместно с ФГУ «АМП Новороссийск» с 2008 г. проводит оперативный спутниковый мониторинг акватории Черного моря в интересах заинтересованных заказчиков.
Интегральная карта судовых разливов, обнаруженных в сентябре - начале октября
|
Судовые разливы на РЛИ Radarsat-1 от 19.09.2012, 15:12 UTC в российском секторе Черного моря, включая территориальные воды РФ (наименьшее расстояние до берега
|
Судовые разливы на РЛИ Radarsat-1 от 26.09.2012, 03:48 UTC в украинском и российском секторах Черного моря. (c) MDA, «СКАНЭКС»
|
Судовые разливы на РЛИ Radarsat-1 от 29.09.2012, 15:18 UTC в украинском и российском секторах Черного моря. (c) MDA, «СКАНЭКС»
|
Судовой разлив на РЛИ Radarsat-1 от 7.10.2012, 03:27 UTC в территориальных водах РФ (наименьшее расстояние до берега
Данные АИС на судно-нарушитель. (c) «АМП Новороссийск»
|
Буксир SOMERI (источник: http://www.marinetraffic.com)
|