ГК "СКАНЭКС" помогла обеспечить сверхраннюю проводку газовоза «Кристоф де Маржери» по СМП
Газовоз стал первым в истории крупнотоннажным грузовым судном, которое преодолело восточный сектор СМП в мае.
С 18 по 30 мая отдел оперативного мониторинга ГК «СКАНЭКС» в режиме реального времени обеспечивал Центр операционного контроля и танкер ПАО «Совкомфлот» геопространственной информацией о ледовых условиях в акватории четырех арктических морей: Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.
Рис.1. Маршрут движения газовоза «Кристоф де Маржери» на фоне распределения толщин льда по данным NOAA.
В задачи специалистов входили:
Вся полученная со спутников информация, в том числе данные автоматической идентификации судов (АИС), и результаты дешифрирования снимков оперативно размещались на персонализированном онлайн-портале. доступ к этому порталу имели как сотрудники Центра операционного контроля «Совкомфлота» в Санкт-Петербурге, так и члены экипажа газовоза, с которым поддерживалась постоянная связь.
В свою очередь, с танкера на портал поступала фактическая информация о метеорологических и ледовых условиях по маршруту следования, скорости судна, направлении движения, пропульсивная мощность и пр.
Подобная геопривязанная информация обладает большим потенциалом для использования ее в целях улучшения качества анализа ледовой обстановки специалистами.
Рис.2. Пример отображения оперативной технической и гидрометеорологической информации с борта газовоза «Кристоф де Маржери» 25 мая 2020 г. в Восточно-Сибирском море.

Рис.3. Изображение с газовоза «Кристоф де Маржери», отображаемое на онлайн-портале, 25 мая 2020 г. в Восточно-Сибирском море.
Специалисты ГК «СКАНЭКС» подготовили ледовые отчеты с детальным анализом ледовой обстановки, которые использовались для принятия решения при выборе маршрута. Был составлен один предварительный отчет на весь СМП и три оперативных отчета по конкретным участкам маршрута.
В процессе работы были выявлены следующие опасные ледяные образования и тяжелые районы: стамухи (общим числом 52), айсберги, крупные смерзшиеся поля толстого льда, области сильно торосистого льда и районы сжатия.
Каждый объект был идентифицирован на основе дешифровочных признаков, совместно разработанных специалистами ГК «СКАНЭКС» и ПАО «Совкомфлот». Опыт этого сотрудничества две компании планируют суммировать в методическом пособии «Практические рекомендации по анализу ледовой обстановки на основе материалов космической съемки», публикация которого намечена на осень 2020 г.
Наиболее сложные ледовые условия наблюдались к северу от архипелага Норденшельда 20 и 21 мая и к северу от острова Врангеля 28 и 29 мая. В обоих случаях движению каравана препятствовали толстые торосистые льды высокой сплоченности и сжатия.
Рис.4. Тяжелые районы северо-восточной части Карского моря. (Sentinel-1, HV+ HH, 10-16 мая 2020 г).
Рис.5. Тяжелые районы вокруг острова Врангеля (Sentinel-1, EW, 24-25 мая .2020).
Для оценки айсберговой опасности в проливе Вилькицкого использовались безоблачные оптические снимки высокого разрешения Landsat-8 и Sentinel-2. В проливе были идентифицированы 384 айсберга, большинство из которых вмерзли в припай. Высота айсбергов изменялась от 7 метров (при длине 35 м и ширине 30 м) до 54 (при длине - 150 м, ширине - 290 м).
Рис.6. Опасные ледяные образования и потенциально тяжелые районы в проливе Вилькицкого (Sentinel-1, EW, HV+ HH).
Семь айсбергов, вмерзших в припай, находились в непосредственной близости к рекомендованному маршруту, остальные несли потенциальную опасность при взломе припая и их дрейфе.
Рис.7. Примеры айсбергов в проливе Вилькицкого и их расположение относительно рекомендованного маршрута.
Для получения дополнительной информации о ледовой обстановке в районе острова Врангеля 27 мая была проведена оперативная съемка космическим аппаратом радиолокационного диапазона RADARSAT-2.
Утром 30 мая 2020 г. газовоз «Кристоф де Маржери» пересек кромку ледяного покрова в Чукотском море и успешно продолжил плавание по чистой воде.
ГК «СКАНЭКС» благодарит компанию ПАО «Совкомфлот» за плодотворное сотрудничество в развитии эффективной системы ледового мониторинга в арктических морях и надеется на дальнейшее совместное участие в таких смелых и интересных проектах. ПАО «Совкомфлот» в своем благодарственном письме высоко оценило результаты совместного взаимодействия и профессионализм сотрудников нашей компании.