Высшее образование и космос: итоги 2008

18 Декабря 2008
<i><b>В 2008 году Центры космического мониторинга созданы сразу в трех российских вузах - Сибирском и Южном федеральных университетах, а также в Тюменском государственном университете. </b></i>

В основе работы Центров — отечественные технологии приема и тематической обработки изображений Земли из космоса, разработанные Инженерно-технологическим центром (ИТЦ) "СканЭкс".

12 декабря в Южном федеральном университете в Ростове-на-Дону сдана в эксплуатацию универсальная малогабаритная станция приема космической информации <a href="http://www.scanex.ru/ru/stations/default.asp?submenu=uniscan&id=index" target="blank" >"УниСкан"</a>, которая станет основой создаваемого Центра космического мониторинга ЮФУ.

Ранее, в декабре 2007-го и в октябре 2008 года два аппаратно-программных комплекса приема, хранения и обработки спутниковых снимков Земли "УниСкан" и <a href="http://www.scanex.ru/ru/stations/default.asp?submenu=alice&id=index" target="blank" >"Алиса-СК"</a> установлены в Научно-исследовательском центре Сибирского федерального университета (СФУ) в Красноярске. В августе текущего года станция "УниCкан-24" введена в строй на базе НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов ТюмГУ.

Центры космического мониторинга в университетах созданы для повышения качества образования специалистов различных сфер (экологии, географии, математики, компьютерных наук). Космические геоданные активно внедряются в деятельность крупных предприятий и выпускники университетов должны в полной мере владеть современными технологиями, повышая тем самым собственную конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Среди основных задач университетских Центров — наблюдение из космоса за экологической обстановки на территории регионов. ТюмГУ планирует вести мониторинг областей нефтедобычи, в данных которого заинтересованы как природоохранные организации, так и добывающие компании.

Уже сейчас, "космическими" возможностями Тюменского университета заинтересовались представители Росприроднадзора, с которыми обсуждались варианты совместной работы в области выявления нарушений природоохранного законодательства и регламента хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий Тюменской области.

Достигнута предварительная договоренность о создании совместной с компанией ТНК-ВР структуры, которая будет заниматься космическим мониторингом территорий нефтегазовых месторождений. При этом основной упор планируется сделать на своевременное обнаружение нефтяных разливов, аварийных и экологически опасных ситуаций, а также нарушений лицензионных соглашений.

Если совместные планы с партнерами еще только разрабатываются, то в научно-практической деятельности НИИ экологии и РИПР работа Центра космического мониторинга ТюмГУ будет востребована уже в следующем году. Космические снимки и результаты их тематической обработки будут использоваться при выполнении научных грантов по изучению нефтяного загрязнения Оби и при изучении растительного покрова Полярного Урала.

Тенденция активного внедрения космической информации в научно-исследовательскую и хозяйственно-экономическую деятельность должна базироваться на современных средствах доступа, обработки и информационного анализа. Центры космического мониторинга СФУ, ЮФУ и ТюмГУ обладают большими перспективами и для решения многих управленческих, хозяйственных, экологических задач.

"База университета как нельзя лучше подходит для внедрения инновационных космических технологий в экономическую деятельность как посредством повышения качества образования будущих специалистов, так и непосредственно при выполнении научно-практических работ",- полагает директор НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов ТюмГУ Андрей Соромотин.

<i><b>Заведующий лабораторией приема и обработки космоснимков Центра космического мониторинга ТюмГУ Олег Сизов: </b></i>
"УниCкан-24" позволит ТюмГУ вывести на качественно новый уровень преподавание, исследования по эколого-географическим дисциплинам. Учащиеся смогут освоить весь процесс работы со спутниковыми данными: от приема в режиме реального времени до дешифрирования и составления собственных прикладных карт. Кроме того, будет сформировано коммерческое предложение для сотрудничества с заинтересованными организациями и компаниями региона, начнет развиваться активная маркетинговая деятельность в этой области».

<i><b>Вице-президент ИТЦ "СканЭкс" Ольга Гершензон: </b></i>
«Будем надеяться, в дальнейшем Центры космического мониторинга станут традиционным структурным элементом всех федеральных университетов в нашей стране. Конкурентоспособность молодых специалистов нашей страны, результатов их исследований и разработок напрямую зависит от темпов внедрения космических технологий, реализации обучающих программ по работе с данными ДЗЗ в образовательных учреждениях России».

<p style="text-align:right;"><i>Источник: CNews (http://rnd.cnews.ru/tech/news/top/index_science.shtml?2008/12/18/332362)</i></p>