ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Российский рынок космической съемки. Законодательные поправки могут снизить привлекательность отрасли

20 Декабря 2010
В СМИ (до 2012)
Проект поправок в ФЗ «О космической деятельности», и в частности предложение по дополнению ФЗ специальным разделом, посвященным созданию Федерального и региональных фондов данных дистанционного зондирования Земли из космоса, вызвал бурное обсуждение со стороны специалистов, чья деятельность связана с работой с данными дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса. Как отмечают эксперты, в указанном законопроекте немало спорных аспектов и при условии принятия поправок в их нынешней редакции, это может негативно сказаться на российском рынке космической съемки, и как следствие на всех его участниках. Игроки рынка не исключают того, что при принятии соответствующих поправок будет снижена инвестиционная привлекательность отрасли, а также уничтожена конкурентная среда на рынке ДЗЗ.


Проект ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности» был разработан департаментом недвижимости Минэкономразвития России (МЭР РФ). Данный проект вызвал ряд вопросов и бурное обсуждение со стороны специалистов, чья деятельность связана с работой с данными дистанционного зондирования Земли из космоса. В частности, в рамках проекта о внесении изменений в существующий ФЗ предлагается: «…дополнить действующую редакцию Закона Российской Федерации «О космической деятельности» разделом, направленным на регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению государственного фонда данных дистанционного зондирования земли из космоса (далее - государственный фонд), назначению операторов государственного фонда. Кроме того, предлагаемыми к дополнению нормами урегулируются вопросы предоставления данных, содержащихся в государственном фонде, взимания платы и вознаграждения за пользование этими данными, а так же вопросы особенностей размещения государственного заказа на право приобретения прав использования данных полученных с иностранных космических аппаратов…».

Относительно положений раздела, посвященного созданию Федерального и региональных фондов данных дистанционного зондирования Земли из космоса, эксперты отмечают несколько спорных моментов, имеющихся в нынешней редакции проекта «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности». В частности, в служебной записке, которую по данному вопросу подготовили юристы Северного (Арктического) федерального университета (С(А)ФУ), в числе прочего отмечено следующее: «Предложенная конструкция фондов практически копирует пересматривающийся сейчас регламент работы Федерального Картографо-геодезического фонда. При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» наличие дублирующих полномочий органов государственной власти (их должностных лиц) является коррупциогенным фактом.

Также в комментариях к законопроекту отмечается, что сформулированы положения о процедурах согласования при принятии решения о государственных и муниципальных закупках. Эти положения фактически уводят под контроль Роскосмоса большую часть рынка закупок зарубежных данных, что может сделать такие закупки неэффективными и непрозрачными…», - говорится в служебной записке.

«Полагаем, что сформулированные в проекте федерального закона предложения о дополнении действующей редакции Закона Российской Федерации «О космической деятельности» в части регулирования процедуры размещения заказов для автономных учреждений противоречат п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции…», - также говорится в вышеуказанном документе.

Представители компаний, чья деятельность связана с работой с данными ДЗЗ из космоса давая свою оценку проекту указанного ФЗ, говорят следующее: «В законопроекте немало спорных аспектов. Один из принципиально важных моментов законопроекта содержится в параграфе 5 статьи 35: «федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им федеральные бюджетные и казенные учреждения не вправе размещать государственные заказы на право приобретения прав использования данных, полученных с иностранных космических аппаратов, в случае если аналогичные по характеристикам данные могут быть получены с космических аппаратов, находящихся в федеральной собственности». Оставлю в стороне то, что формулировка параграфа максимально расплывчата и может быть трактована самым разным образом (что такое «аналогичные продукты»? что такое «могут быть получены»?). Также не стану заострять внимание на том, что в рамках существующей государственной политики существование отечественных спутников ДЗЗ, не находящихся в федеральной собственности, похоже не предусмотрено. По сути, любые защитные механизмы, введения которых требуют представители отечественной космической индустрии, - это попытка защитить отечественные данные с нулевой себестоимостью от аналогичных данных западных коммерческих программ, которые в любом случае имеют определенную себестоимость и цену. Такое навязывание потребителю отечественных данных ДЗЗ вызывает ощущение, что без защитных механизмов эти данные имеют просто отрицательную потребительскую полезность. Введение подобного рода ограничений конкуренции отрицательно повлияет на международный имидж России, вступая в противоречие с ее уже принятыми и намеченными к принятию в ближайшей перспективе обязательствами в экономической сфере», - говорит экономист ИТЦ «СканЭкс» Андрей Потапов.

Как отмечают эксперты, рынок данных дистанционного зондирования Земли из космоса в России в настоящий момент уже сложился и активно развивается. Некорректная же правовая регламентация отрасли может привести к серьезным негативным последствиям. По словам Андрея Потапова, поправки, подразумеваемые вышеозначенным законопроектом, при их принятии в ныне существующем виде скажутся на всем российском рынке космической съемки, и как следствие на всех его участниках (гражданах страны, бюджетных и частных организациях, чья деятельность тем или иным образом связана с работой с данными ДЗЗ). «С нашей точки зрения, принятие подобного законопроекта приведет к значительному ущербу для любых государственных проектов, связанных с закупкой данных ДЗЗ и выходящих за рамки традиционной кооперации Роскосмоса. Будет снижена инвестиционная привлекательность отрасли, уничтожена конкурентная среды на рынке ДЗЗ», - отмечает Андрей Потапов.

Сегодня публичные дискуссии, в рамках которых обсуждается законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности» открыты на различных специализированных площадках, в частности на сайте Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциация).

«Хочется верить в благоразумие тех людей, которые, в конечном счете, будут корректировать и принимать или отклонять поправки. Здесь важна и своего рода политическая воля первых лиц государства. Все понимают, что исторически работа в отрасли спутниковой съемки была в той или иной мере засекречена. Но уже давно ситуация в мире изменилась. Если страна действительно планирует развивать инновации, проводить модернизацию экономику (а это очень верные вектора развития), то не стоит законодательно губить российскую отрасль ДЗЗ, отечественный рынок спутниковой съемки. Сегодня отрасль и без того находится в крайне сложном положении. Однако, несмотря на это данные ДЗЗ все активнее и эффективнее используются для решения самых различных задач: будь то мониторинг лесных рубок или сопровождение ледоколов по трассам Севморпути», - говорит Андрей Потапов.

Источник: портал Mskit.ru (http://mskit.ru/news/n88528/)

Все новости
Наверх