ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Российские космические технологии все эффективнее применяются для мониторинга состояния окружающей среды

29 Октября 2010
В СМИ (до 2012)
В журнале "Точка опоры" №123 опубликовано интервью с ведущим специалистом отдела оперативного радиолокационного спутникового мониторинга ИТЦ "СКАНЭКС" Наталией Филимоновой. Наталия рассказала о современных спутниковых технологиях мониторинга и контроля морских акваторий, а также о практике применения спутниковой съемки для наблюдения за морями в России:


"[...] — В настоящее время вы проводите оперативный спутниковый мониторинг акватории Северного Каспия в интересах компании «Лукойл». Расскажите о возможностях мониторинга морских акваторий на примере Северного Каспия.

— Мониторинг Северного Каспия в интересах «Лукойла» мы проводили еще в 2009 году. Проект проводился с целью обнаружения загрязнений морской поверхности нефтепродуктами и определения возможных источников загрязнений в период установки морской ледостойкой стационарной платформы на месторождении имени Юрия Корчагина. В июне 2010 года, после того как компания «Лукойл» начала эксплуатационное бурение на месторождении (рис. 1), данный проект был продолжен в рамках мониторинга нефтяных загрязнений в районе лицензионного участка «Северный». Одним из оснований проведения такого мониторинга послужили возросшие объемы разведки, добычи и транспортировки нефти в северной части Каспийского моря, а также реализация положений Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря 2003 года. Вследствие этого, ИТЦ «СКАНЭКС», кроме задач оперативного выявления возможных нефтяных загрязнений в пределах лицензионных участков и определения вероятных виновников, отслеживает общую экологическую обстановку северной части Каспийского моря.

Основными источниками данных для мониторинга морской акватории являются данные радиолокационного зондирования, которые всепогодны и независимы от времени суток, имеют достаточно высокое пространственное разрешение, что позволяет эффективно решать задачи по оперативному обнаружению возможных разливов нефти и оценки судовой обстановки. Возможность приема данных на собственную станцию позволяет оперативно получать радиолокационные данные 1 раз в 2-е суток. Сигнал радара, отражается от поверхности Земли и расположенных на ней объектов, неся о них информацию. Вследствие его высокой чувствительности к шероховатости морской поверхности, пленочные загрязнения отображаются темным тоном на снимках, а суда соответствуют ярким объектам на более темном и однородном фоне водной поверхности, и, как следствие, легко детектируются на радарных снимках.

Кроме радиолокационной съемки акватории проводится оперативная оптическая съемка Северного Каспия с использованием данных спутников Landsat-5, SPOT 4, Aqua, Terra. По ним оценивается экологическая обстановка, генерируются карты концентрации хлорофилла-а, температуры поверхности моря, концентрации взвеси. На оптических снимках высокого и среднего разрешения спутников Landsat-5 (разрешением 30 м) и SPOT 4 (разрешением 20 м) в определенных спектральных диапазонах детектируются пленочные загрязнения на морской поверхности, а сопоставление пар оптических и радиолокационных снимков позволяет установить биогенную или антропогенную природу происхождения обнаруженного пленочного образования. Вся информация в квазиреальном масштабе времени поставляется специалистам компании «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» с помощью закрытого веб-сервиса (геопортала) «Лукойл-Космоснимки», в основе которой лежит отечественная веб-технология GeoMixer. В нем, помимо оперативных спутниковых данных и результатов их тематической обработки, отображается необходимая информация о моделировании. Для расчета переноса устойчивых нефтяных загрязнений в ходе мониторинга используется разработанная в ГУ «ААНИИ» модель переноса и трансформации нефтяных загрязнений в ледовитых морях OilMARS (Oil Spill Model for the Arctic Seas). Кроме того в геопортале «Лукойл-Космоснимки» подгружаются данные автоматической идентификации судов АИС, поступающие в тестовом режиме от компании «Транзас», а также информация о скорости и направлении ветра на момент съемки. Данные АИС позволяют определять суда, причастные к нефтяным загрязнениям, что повышает возможности анализа судовой и экологической обстановки. Некоторые суда не были идентифицированы по данным АИС, но были зафиксированы на радиолокационных снимках. Одно из них находилось в районе острова Малый Жемчужный и предположительно являлось рыболовецким судном.

— То есть благодаря такому подходу предоставления актуальной информации, заказчик может принимать оперативные решения для анализа обстановки?

— Конечно. Кроме того, можно планировать операции в случае загрязнения морской поверхности в зоне контроля, отслеживать общее состояние района интереса. Отмечу, что использование в проекте оптических и радиолокационных данных позволяет проводить комплексный анализ полученных результатов. [...]"

Полная версия интервью доступна по ссылке: http://www.scanex.ru/ru/publications/pdf/publication130.pdf

Морская ледостойкая стационарная платформа, суда, месторождение имени Юрия Корчагина, Северный Каспий. Снимок FORMOSAT-2, дата съемки 20 октября 2010 г. (© SpotImage, SCANEX, 2010)

Судовой разлив в акватории Северного Каспия (за пределами лицензионного участка компании "Лукойл"). Снимок ENVISAT-1, дата съемки 23 сентября 2010 г. Красным цветом отмечен судовой разлив, желтым — судно – вероятный источник разлива (© ESA, SCANEX, 2010)

Все новости
Наверх