ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Результаты мониторинга пленочных загрязнений Адриатического моря

11 Июля 2014
В СМИ

Подведены итоги мониторинга пленочных загрязнений Адриатического моря. Мониторинг был осуществлен ИТЦ «СКАНЭКС» при участии специалистов Института океанологии РАН (Москва) и Института океанографии и рыболовства (г. Сплит, Хорватия).

В сентябре-ноябре 2011 г. проходила фаза оперативного мониторинга. Для этого использовались широкообзорные режимы съемки спутника RADARSAT-1 (рис. 1). В 2014 г. из-за отсутствия оперативных данных ENVISAT и RADARSAT-1 (спутники вышли из строя в 2012 и 2013 гг. соответственно) было принято решение провести анализ архивной информации ENVISAT на центральную часть моря, доступную в рамках проекта, поддержанного Европейским космичеким агентством (рис. 2).

Сводные карты пленочных загрязнений всех типов, детектированных в 2003-2011 гг. в Адриатическом море, показаны на рисунках 3, 4. Они созданы и проанализированы с использованием технологии «Геомиксер». Для наглядности на карты нанесены границы секторов моря, территориальных вод и судоходные трассы. Анализ совокупности радиолокационных изображений (РЛИ) и карт (рис. 1-6) показал следующее.

В Адриатическом море, особенно в его центральной части, было зарегистрировано большое количество пленочных загрязнений. Площади индивидуальных крупных пятен составляли от 9 до 108 кв. км. Ветровая размазка ряда пятен (перьевидный край) говорит о содержании в разливах тяжелых и легких фракций, которые вполне могут попадать в воду во время процедуры мойки танков (рис. 5).

Разливы приурочены к основным судоходным трассам, среди них международные трассы, следующие с юга на север вдоль побережья Хорватии в порты Триест, Венеция, Анкона, Бари, Пула, Риека и др, и паромные, пересекающие море: Сплит-Бари, Сплит-Анкона и др. На рис. 6 хорошо видно, что крупные судовые разливы находятся большей частью в пределах экономической зоны Хорватии.

Разливы были произведены в ночное время, т.к. подавляющее большинство из них было обнаружено на РЛИ, полученных на утренних (нисходящих) витках, т. е. в 5-9 часов по UTC (7-11 часов по местному времени). К моменту регистрации на РЛИ пятна претерпевали соответствующую трансформацию: под действием поля течений происходило искривление линейчатой формы, а под действием ветра образовывалась ветровая «размазка» краев пятен (рис. 5).

Анализ распределения крупных пятен наводит на мысль, что в центральной части Адриатического моря (впрочем, так же как в центральной части Черного моря: http://press.scanex.ru/index.php/ru/news/item/4295-spill_monitoring) время от времени происходят мойки танков, где этим занимаются экипажи многоцелевых танкеров-химовозов, перевозящих жидкие вещества различной токсичности, в том числе нефть и нефтепродукты. Большинство из них в купе с современными эмульгаторами и поверхностными активными веществами (ПАВ), которые применяются для мойки танков, способны образовывать пленки на поверхности моря. Несмотря на то, что Адриатическое море в рамках конвенции МАРПОЛ, является Особым районом, мойки танков в нем, тем не менее, возможны, даже после перевозки нефтепродуктов. Это происходит при выполнении ряда определенных правил и условий (см. «Конвенция МАРПОЛ 93/96»). Наибольшее количество и наибольшие по площади разливы были обнаружены в открытой части моря на границах хорватского и итальянского секторов моря, причем нередко разливы начинаются в итальянской и заканчиваются в хорватской зоне. Это является еще одним подтверждением того факта, что происходят именно мойки танков.

Вполне очевидно, что пленочные загрязнения открытой части Адриатического моря вовсе не обязательно являются загрязнениями нефтью или нефтепродуктами, и можно полагать, что даже производятся в рамках положений конвенции МАРПОЛ. Прочие мелкие судовые разливы могут представлять собой результат сброса льяльных вод, вод машинного отделения и прочих жидких отходов, содержащих нефтепродукты и нередко отходы рыбопереработки. К сожалению, получить данные АИС для семи вопиющих случаев (рис. 5, 6) из архива администрации порта г. Сплит по ряду причин не удалось. В связи с этим вопрос о том, какие вещества, помимо нефтепродуктов, наиболее часто формируют пленочные загрязнения Адриатического моря, должен найти ответ в рамках дополнительных исследований.

— Сотрудничество с российскими специалистами в области спутниковых и геоинформационных технологий позволило не только по новому взглянуть на проблему загрязнения Адриатического моря нефтью и нефтепродуктами, но и обратить внимание на проблему моек танков, — уверена Мира Морович, заведующая лабораторией физической океанографии Института океанографии и рыболовства г. Сплит.

1 2 3
Рис. 1. Покрытие Адриатического моря оперативными съемками RADARSAT-1 в сентябре-ноябре 2011 г. (желтыми точками показаны обнаруженные на РЛИ суда, которые маркируют основные судоходные трассы) © MDA, ИТЦ "СКАНЭКС"
Рис. 2. Покрытие центральной части моря архивными съемками спутника Envisat в 2003-2010 гг. © ESA
Рис. 3. Интегральная карта крупных и средних пленочных загрязнений разнообразной природы, обнаруженных в Адриатическом море. Хорошо видна их приуроченность к основным  судоходным трассам. © ИТЦ "СКАНЭКС"
4 5 6
Рис. 4. Карта пленочных загрязнений, обнаруженных на РЛИ, совмещенная с картой навигационно-судовой обстановки. © MDA, ESA, ИТЦ "СКАНЭКС"
Рис. 5. Фрагменты РЛИ Envisat с крупными судовыми разливами от 15.04.2003 и 10.05.2008 (вверху) и от 19.07.2008 и 11.09 2008 (внизу). Ветровая размазка пятен (перьевидный край) говорит о содержании в разливах тяжелых и легких фракций, которые могут попасть в воду при мойках танков (их положение на карте дано на рис. 6). © ESA
Рис. 6. Карта пленочных загрязнений – крупных судовых разливов, обнаруженных в центральной части моря в районе основных судоходных трасс. Показаны судоходные трассы (пунктир), границы территориальных вод и экономзон (синяя линия); площади пятен даны цифрами на выносках. © ИТЦ "СКАНЭКС"
Все новости
Наверх