ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Нелегальные судовые сбросы в Черном море. Расследование BSNews по данным космической съемки

29 Октября 2012
В СМИ

BSNew:  Редакцией BSNews проведен экперимент по выявлению судов, которые могут быть причастны к крупным нелегальным  сбросам, обнаруженным по данным космической съемки в  северо-восточной части Черного моря в конце сентября и начале октября 2012 года. Спутниковая съемка в российском и украинском секторах Черного моря  проведена ИТЦ «СКАНЭКС» для администрации Новороссийского морского порта.

Последовательные съемки северо-восточной части Черного моря зафиксировали ряд крупных разливов 19 сентября 2012 года и 7 октября 2012 года в территориальных водах российского сектора на подходах к Новороссийской бухте и в районе Туапсе (суммарная площадь 17,1 и 14,2 кв. км, соответственно), а 26 и 29 сентября 2012 года – в украинском секторе (суммарная площадь 59,6 и 42,5 кв. км, соответственно).


Форма, положение и характеристики пятен позволяют утверждать, что они образованы в результате судовых сбросов. В частности, пятна имеют линейчатый вид, что говорит о сбросах, производимых на ходу судна, они часто фрагментированы и расположены на параллельных курсах из-за выполнения операций в несколько этапов. И, наконец, эти процедуры периодически происходят на границе украинского и российского секторов с целью распределения ответственности. В общем случае эти признаки позволяют интерпретировать эти пленочные образования (площадью в десятки квадратных километров) как судовые разливы.

К инциденту 7 октября 2012 года оказался причастным морской буксир SOMERI (флаг Россия), следующий в порт Сочи курсом 132° со скоростью 6 узлов. Инспекционной проверкой буксира в морском порту Сочи косвенно подтверждена причастность судна к несанкционированному сбросу порядка 1 куб. м нефтешлама.

SOMERI – 25-летний российский буксир югославской постройки, хорошо известен в портах Черного моря. И не только в Туапсе или Сочи, но и в Варне, Мариуполе, Сулине. По данным Российского морского регистра судоходства, буксир приписан к порту Астрахань и принадлежит  ООО «Судоходная компания Река-море» из Ростова-на-Дону.

Инцидент 19 сентября 2012 года был проанализирован более детально с помощью специалистов ФГУ «АМП Новороссийск» (администрация Новороссийского порта).

По данным МСКЦ Новороссийск в момент времени, близкий ко времени съемки, в обозначенных координатах находились наиболее вероятные источники происхождения пятна – теплоход CRYSTAL SUN (флаг Камбоджа, 1977 года постройки), который убыл из порта Новороссийск после выгрузки цемента, и теплоход DREAM TRUE (флаг Панама, 1983 года постройки), который прибыл в порт Новороссийск под погрузку леса.

Сухогруз CRYSTAL SUN, принадлежащий сирийской компании, часто переходил из рук в руки – за свои 35 лет он сменил около 10 имен. Сухогруз DREAM TRUE, принадлежащий судоходной компании из Ливана (Бейрут), за 30 лет своей жизни сменил около 10 названий. В последние полгода регулярно работает между портами Новороссийск, Александрия (Египет) и Тартус (Сирия).

На других картах ИТЦ «СКАНЭКС» зафиксированы судовые разливы 26 и 29 сентября 2012 года в украинском секторе Черного моря.

Со случаем 26 сентября 2012 года  редакции BSNews  решила проэкспериментировать самостоятельно. С помощью возможностей портала blacksea.sytes.net сотрудники редакции «перемотали пленку» назад, чтобы посмотреть, какие суда находились в районе разлива, зафиксированного ИТЦ «СКАНЭКС» юго-восточнее Ялты 26.09.2012, 03:48 UTC.  В районах, отмеченных  на снимке эллипсом, проходит «магистральный путь» из Ростова, Азова, Керченского пролива и Новороссийска в сторону Босфора и обратно. Однозначно сказать, какое из судов стало причиной загрязнения моря, крайне сложно – там проходят сотни судов в сутки, при этом едва ли не каждое 3-е из них – танкер. Зато в районе, отмеченном на картах окружностью, построить гипотезы было несколько легче. 

Итак, под подозрение попали сразу несколько танкеров: RC BEHAR, EMIN REIS, ULUC KA. Немного северо-восточнее находился еще один танкер — PROVIDENCE.

Объясним, почему эти суда вызвали гипотезу (или версию) о своей возможной причастности к загрязнению.

Во-первых, все они относятся к современным универсальным танкерам, которые могут возить не только нефть, но и любые другие жидкости – после соответствующей промывки танков. Чтобы не гонять танкер порожняком за нефтью в порты Азов, Ростов, Туапсе, Новороссийск, Феодосия или в Керченский пролив, их надо чем-то загрузить. Например, пальмовым маслом.

После того, как пальмовое масло выгружено, надо промыть танки. Мы, естественно, ничего не можем утверждать или кого-то обвинять. Но посмотрите, например, какие любопытные манипуляции проделывал танкер RC BEHAR.

Танкер RC BEHAR пришел в этот район Черного моря около 02:30 (LT) 25 сентября 2012 года из района южнее Феодосии (точнее мы не можем сказать из-за отсутствия сигнала АИС) и ходил таким образом более двух суток  – примерно до 03:00 (LT) 27 сентября 2012 года, после чего ушел в обратном направлении – в Керченский пролив (вероятно, под погрузку?).

Танкеры EMIN REIS и ULUC KA вызвали подозрение тем, что слишком долгое время с небольшой скоростью курсировали в этом же районе Черного моря.

Подобный анализ карты ИТЦ «СКАНЭКС» от 29 сентября 2012 года позволил нам сделать еще одно предположение.

Очень похоже, что район Черного моря, начинающийся примерно в 30-35 км юго-восточнее Алушты (то есть за пределами 12-мильной зоны, установленной конвенцией по предотвращению загрязнения моря МАРПОЛ), избран рядом судовладельцев, операторов и капитанов танкеров для нелегальной мойки танков.

Нам представляется, что эта ситуация – хороший повод для сотрудничества стран Черного моря по вопросам защиты его от загрязнения. А с учетом нахождения в открытом доступе целого ряда порталов, отображающих данные о перемещении судов в Черном море, к этой работе вполне могут подключиться и любители-энтузиасты.

Редакция BSNews будет признательна читателям, которые найдут подобного рода подозрительные случаи и сообщат о них.

Источник: http://www.blackseanews.net/read/47295

Опубликовано:
ВГороде (http://crimea.vgorode.ua/news/143256/)
Все новости
Наверх