ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Не быть в стороне от космических технологий: практика и проблемы внедрения новых методов в работу портов России

13 Декабря 2010
В СМИ (до 2012)
Отечественный портовый бизнес и судоходство пока сильно отстают от мирового уровня в части использования спутниковой информации. Хотя в России есть специалисты и компании, которые могут создавать востребованные, конкурентоспособные продукты, которые могут найти применение на рынке транспортных перевозок. О том, какие возможности предоставляют сегодня космические технологии морскому бизнесу, в интервью журналу "Морские порты" (№8, 2010) рассказывает заместитель генерального директора ООО ИТЦ «СКАНЭКС» Алексей Кучейко.


«МП»: Алексей Анатольевич, одной из актуальных областей применения космических технологий на морском транспорте является экологический мониторинг морской поверхности. В статье «Нефтяные загрязнения Черного моря: правда из космоса», опубликованной в «МП» №4-5 за 2009 год, был представлен пилотный проект вашей компании совместно с Администрацией морского порта Новороссийск. Какое развитие получил этот проект?
– Это был один из самых удачных пилотных проектов. Впервые в российской практике на основе спутниковой информации были задержаны суда, причастные к нефтяным разливам. Спутниковые снимки, на которых были видны разливы нефти, не предъявлялись капитанам судов в качестве доказательства вины, а просто служили сигналом для проведения более детального досмотра водоочистного оборудования на этих судах и, в случае нахождения его неисправным – наложения штрафа. В течение полугодичного мониторинга было обнаружено, привлечено и наказано пять судов. К концу срока мониторинга число сбросов нефтесодержащих отходов значительно уменьшилось, капитаны судов стали дисциплинированнее. Проект получил одобрение на всех уровнях власти, однако дальше не пошел. Причина – отсутствие финансирования: Администрация морского порта является Федеральным государственным учреждением и не распоряжается средствами самостоятельно, для финансирования космических съемок ей требуется особая статья в бюджете, а решение этого вопроса пробуксовывает в министерствах и ведомствах.

«МП»: О какой сумме идет речь?
– Стоимость одного радиолокационного снимка в среднем составляет около $1000. В целом годовая программа спутникового мониторинга акватории порта обходится в 3-4 млн рублей. Думаю, для одного порта это не очень большие деньги.


«МП»: Существуют ли сегодня действующие проекты по спутниковому мониторингу морей России?
– Конечно. Например, мы осуществляем мониторинг водной поверхности акватории, где расположена нефтяная платформа компании «Лукойл» в Каспийском море. Основная цель – найти разливы нефти. На снимках, сделанных с орбиты высотой 800 км, видна текущая ситуация: суда, каналы во льдах, а также разливы с определяемыми координатами, площадью и типом. Мониторинг нефтедобывающими компаниями региона своей деятельности – мировая практика. Его применяют американские, норвежские компании, ведущие разведку и добычу нефти в Северном море. Часто наши норвежские партнеры осуществляют съемку одной и той же акватории для нескольких заказчиков: для нефтяной компании, контролирующих органов, геологоразведки. Оперативность доведения информации может варьироваться от суток до 20-30 минут. Так, Европейское агентство безопасности морского сообщения (EMSA) поставляет снимки через 30 минут после съемки, что дает возможность немедленно выслать патрульный самолет на места больших разливов.

[...]

«МП»: Для России сегодня весьма актуально повышение эффективности и безопасности мореплавания в суровых климатических условиях Арктики, где будет осуществляться транспортировка углеводородов, добываемых на арктическом шельфе и других грузов по Северному морскому пути. Известно, что компания «СКАНЭКС» создала собственную систему информационного обслуживания Северного морского пути. На чем она основывается и каковы перспективы ее использования?
– Наша страна начинает вновь осваивать, когда-то обжитую нами Арктику. Вести хозяйственную деятельность на современном уровне, да еще в суровых условиях, можно только с информационной поддержкой. Для этого в России принята концепция создания космической системы «Арктика». Все в ней очень правильно и хорошо, за единственным исключением – реализация такой глобальной программы потребует не только значительных финансовых, но и временных затрат: она рассчитана на государственные вливания 69 млрд рублей в течение 5 лет, как минимум. Но ледовая проводка судов нужна уже сейчас, в ближайшую зимнюю навигацию. Наша система информационного обслуживания с сетью станций в Москве, Мегионе (это город в Ханты-Мансийском АО) и Магадане перекрывает весь Северный морской путь и является примером эффективного применения космических технологий. Опираясь на свою инфраструктуру мы предложили сервисные услуги государству по мониторингу ледовой обстановки в Арктике. Выиграли в конкурсе, проводимом «Атомфлотом», с довольно жесткими требованиями: гарантированная всепогодная, вне зависимости от времени суток (в полярный день и в полярную ночь) радиолокационная съемка заданной акватории вдоль всего Северного морского пути и обеспечение поставки снимков в очень сжатые сроки, практически в квазиреальном времени (1-2 часа после съемки). Первый опыт информационного спутникового обеспечения летней навигации мы считаем довольно успешным. Назову знаковые события. Совершена первая в истории Севморпути проводка океанского танкера из Мурманска в Китай. Танкер «Балтика», принадлежащий Совкомфлоту, проводили через ледовые перемычки ледоколы. Состоялся первый для нашей истории рейс зарубежного судна по Севморпути без захода в российские порты – норвежский балкер прошел из Киркинеса в Китай (время плавания по сравнению с путем по Суэцкому каналу сократилось на 45%). Норвежская компания, вновь активизировавшая работу на своих рудниках в Киркенесе в связи с появлением спроса в Китае и возможностью прохода по Севморпути, планирует в следующем году совершить уже 7 рейсов. Паром «Георг Отс», не являющийся судном ледового класса, курсировавший раньше между Санкт-Петербургом и Калининградом, был проведен на Сахалин под проводкой ледоколов «Атомфлота». Этим рейсам мы оказывали информационную поддержку, которая заключалась в прокладке курса для атомного ледокола с учетом актуальной ледовой обстановки. Поскольку в разных ледовых условиях скорость хода разная, от правильной прокладки курса зависит продолжительность пути. Космическая съемка – единственный дешевый источник объективной оперативной информации по состоянию ледового покрова с достаточно большим охватом акватории. Мы предлагаем государству уже существующую инфраструктуру использовать для дальнейшего развития судоходства в Арктике, поэтапного наращивания интенсивности движения, доставки грузов через северные реки. В течение 1-2 часов снимок с информацией о ледовой обстановке в море Лаптевых или близ острова Врангеля будет доставлен заказчику в любую точку Земли по интернет-каналу.

«МП»: Алексей Анатольевич, о самой технологии превращения информация с космического спутника в снимок можете рассказать? Насколько она сложна и осуществима в нашей стране?
– Наша технология заключается в том, чтобы закупать за рубежом не обработанный снимок, а сырой поток телеметрии - у России, к сожалению, своих радиолокационных спутников нет. То есть мы принимаем просто поток сигналов. Дальше раскодируем его, преобразуем в стандартные форматы изображения, обрабатываем изображение и передаем продукт заказчику. Это одна из особенностей нашей работы, пока в России с зарубежными спутниками так работает только «СКАНЭКС». Чем хорош такой способ? Он дешевле и быстрее. Мы разгружаем зарубежного оператора от задач приема, обработки и передачи нам информации. После тщательного технико-экономического анализа возможностей, цены и качества обслуживания наша компания выбрала две системы спутников: канадскую RADARSAT и европейскую ENVISAT. Это самые дешевые и эффективные по охвату спутники на данный момент. У России пока нет собственных радиолокационных спутников и, наверное, не будет в ближайшие лет пять. Но это не должно быть поводом не наблюдать свое пространство. По большому счету пользователя не интересует, чей спутник передает сигнал о нефтяном разливе или лесном пожаре. У Норвегии тоже нет ни одного спутника, но они принимают сигнал с «чужих» аппаратов и являются европейскими лидерами по части оказания сервисных услуг. Им не мешает, как нам, память о прошлых заслугах в деле освоения космоса. Пора уже на уровне государства преодолеть это великодержавие и дать возможность продвигать и развивать спутниковые технологии в стране. Соединенным Штатам, которые первые высадили человека на Луну, не мешает память о прошлых космических заслугах закупать радарные данные у Канады. Просто у США сейчас нет своего гражданского радарного спутника. Почему бы и нам не тиражировать доказавшую свою эффективность отечественную технологию радарного мониторинга морских акваторий уже имеющимися спутниками.

Полная версия интервью доступна по ссылке: http://www.scanex.ru/ru/publications/pdf/publication137.pdf

Морская ледостойкая стационарная платформа, суда, месторождение имени Юрия Корчагина, Северный Каспий. Снимок FORMOSAT-2, дата съемки 20 октября 2010 г. (© SpotImage, SCANEX, 2010)

Ледовый массив у острова Врангеля, Восточно-Сибирское море. Фрагмент снимка RADARSAT-1, 12 сентября 2010 г. (© MDA, CSA, SCANEX, 2010)

Все новости
Наверх