ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

«Государство и частник: как поделить космос?»

24 Июля 2013
В СМИ

В журнале «Новости космонавтики» №7, 2013 г. опубликована статья «Государство и частник: как поделить космос?». Автор материала — И. Черный — предлагает читателям подробнее ознакомиться с мнениями, высказанными участниками телепередачи «Нестандартная модель». Передача вышла в эфир «Общественного телевидения России» 26 мая и затронула важные и своевременные вопросы взаимодействия частного бизнеса и государственных структур в космической деятельности.

В передаче участвовали директор ИТЦ «СКАНЭКС» О.Н. Гершензон, директор по развитию Кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково» Д.Б. Пайсон, начальник Управления стратегического планирования и целевых программ Федерального космического агентства Ю.Н. Макаров и редактор журнала «Новости космонавтики» И.Б. Афанасьев.

[…] Отвечая на вопрос о стратегии и планах «Спутникса», дочерней компании ИТЦ «СКАНЭКС», Ольга Гершензон рассказала: «Мы давно поняли, что единственный путь в глобальные игроки рынка приема и обработки космической информации — иметь собственные спутники. К сожалению, принятая во всем мире схема (космическое агентство страны создает на свои деньги инфраструктурный объект, такой как спутник, и передает его на коммерциализацию какой-то компании) в России еще не прижилась. Поэтому нам пришлось задуматься о создании собственных спутников. Этот путь мы начали десять лет назад, не найдя тогда никакой поддержки у государства. И только сейчас, с приходом нового руководства Роскосмоса, отношения начинают меняться. Появился космический кластер “Сколково”… Когда компании “Спутникс” дали грант на производство мини-платформы, я не могла сдержать слез радости: впервые в инвестиционном проекте нас поддержало государство».

[…] По мнению Игоря Афанасьева, вопрос о перспективах ориентации частных российских компаний на сегмент МКА достоин внимания. Известные отечественные предприятия, которые десятилетиями выпускали достаточно крупные спутники, с трудом перестраиваются на новые легкие платформы. Появляющиеся частные фирмы пытаются вклиниться в зазор, образовавшийся между нашими и западными возможностями.

На вопрос «Сколько частных компаний работает в космическом бизнесе?» ответил Дмитрий Пайсон: «На сегодня в деятельности космического кластера “Сколково” участвуют 94 компании. Пока лишь “Спутникс” и “Даурия” нацелены на выпуск конечного продукта — спутниковой платформы. Остальные создают системы ориентации, бортовые компьютеры и другую прикладную технологию, имеющую отношение к космосу. На мой взгляд, роль малых спутниковых компаний — показать «большой» промышленности, что необходимы инновации… И небольшие фирмы делают это смелее и активнее, демонстрируя разительно иной уровень накладных расходов и отсутствие старых решений, которые годами висят на больших предприятиях».

Рынок МКА Дмитрий Борисович охарактеризовал так: «Надо понимать, что на самом деле он “низкомаржинальный” (с малой долей прибыли). Если компании хотят делать безумно большие деньги, они должны идти в другие сектора (например, космических услуг), а не проектировать аппараты. Чтобы заниматься последними, надо иметь некий драйв, нужно, чтобы тебя в детстве “ушибло космосом”. И в этом смысле две имеющиеся фирмы как раз такие. И “Даурия”, и ”Спутникс” соответствуют бизнес-модели, которая: а) окупаема, б) эффективна, в) создает что-то новое на мировом уровне».

[…] Юрий Макаров отстаивал необходимость лицензирования как механизма защиты от проникновения в космонавтику исполнителей, не отвечающих требованиям заказчика: «Для получения лицензии необходимо, чтобы компания обладала подготовленным персоналом,  достаточными мощностями, на которых она способна производить МКА (например), и [выполняла] целый ряд других условий… чтобы мы были уверены в том, что ее продукция удовлетворяет требованиям заказчика. Если это не так, компания не получает лицензию. Таким образом, по большей части проблема получения лицензии — это дело самих малых компаний!»

Со своей стороны О.Н. Гершензон возразила представителю Роскосмоса: «Но если заказчик у меня [продукцию] покупает, значит, его это устраивает. Почему Роскосмос должен встать между мной и заказчиком и определять, какое у меня качество?» В результате Ю.Н. Макаров был вынужден назвать настоящую цель лицензирования космической деятельности: «Мы сейчас говорим о барьере для компаний, которые стремятся получить бюджетные средства для реализации каких-то своих бизнес-проектов… Если компания может привлечь свои средства, создать МКА и полезно использовать его (исходя из бизнес-плана) для извлечения прибыли — никаких барьеров к этому нет. Вопрос в том, что не все компании готовы инвестировать свои средства…»

И все же есть возможности для взаимоприемлемых компромиссов. Так считает Д.Б. Пайсон: «Космический кластер “Сколково” работает два года. Сейчас с нашей подачи ситуация меняется и в Роскосмосе, и спасибо руководству агентства, что теперь для “сколковских” компаний, ставших нашими резидентами, ситуация с лицензированием космической деятельности улучшается. И мы имеем возможность облегчить получение лицензий для компаний, которые работают под нашим покровительством».

Полная версия статьи доступна по ссылке

Все новости
Наверх