ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Географическое открытие России

22 Июня 2010
В СМИ (до 2012)
Российский рынок географических карт, ежегодный объем которого составляет около $3 млрд, переживает настоящую революцию. Государство отказалось от картографической монополии — теперь десятки компаний снабжают граждан информацией об их точном местоположении. Спрос на карты разогревают крупнейшие мировые автопроизводители и сотовые операторы, предоставляющие клиентам геоинформационные сервисы.


Весной этого года на картографическом рынке произошел переворот. 1 апреля премьер-министр России Владимир Путин заявил, что карты должны быть бесплатными и общедоступными, поскольку без этого модернизация экономики просто невозможна. В конце мая Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр, образованный после слияния Роскартографии, Роснедвижимости и Росрегистрации) запустила первый в России портал кадастровой информации (portal.rosreestr.ru). Сайт позволяет, не отходя от компьютера, просмотреть кадастровую карту, поставить кадастровый объект на учет, получить справку о земельной недвижимости и даже увидеть в режиме онлайн, скопилась ли сейчас очередь в региональном офисе Росреестра (полностью виртуализировать взаимоотношения с гражданами у чиновников пока не получается).

Сайт содержит информацию о земельных участках в 17 регионах. Уже сейчас на сайте имеется информация более чем о 18 млн земельных участков. На сайте представлены карты широкого масштабного ряда. Масштаб составляет 1:1 000 000 — 1:100 000, а по некоторым регионам — 1:50 000 и даже 1:25 000. К концу года на сайте будет выложена информация о земельных участках во всех российских регионах. В то же время исчерпывающую кадастровую информацию на сайте Росреестра получить в открытом доступе пока нельзя. "Ограничения размещенной на портале кадастровой информации требует закон "О персональных данных". В то же время очевидно, что компаниям и муниципальным образованиям требуется более полная информация, например, о всех участках, которые находятся в их собственности",— объясняет Алексей Ушаков, гендиректор компании DATA+, специализирующейся на создании геоинформационных систем. Можно предположить, что для структур, имеющих право работать с дополнительными сведениями, будут созданы специальные геоинформационные сервисы (ГИС).

Козырный бизнес
По данным ГИС-ассоциации, в 2008 году (наиболее актуальные данные доступны по состоянию на этот год) объем российского картографического рынка составлял $2,92 млрд. Из-за кризиса его темпы роста снизились почти вдвое, до 37%. Драйверами роста стали проекты по разработке градостроительной документации (их бюджет составил $630 млн) и создание инфраструктуры спутниковой навигации на транспорте ($650 млн). По данным ГИС-ассоциации, государство в 2008 году вложило в картографическую отрасль чуть более $850 млн — расходы бюджета были связаны в основном с реализацией программы по созданию спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. "Сейчас самыми крупными потребителями карт в стране являются нефтяные компании, которые тратят на это большие деньги. Другим растущим сегментом является персональная навигация,— отмечает исполнительный директор компании "Русские навигационные технологии" Иван Нечаев.— Но, с точки зрения государства, развитие картографического рынка — процесс бессистемный. Для России картография — очень дорогое удовольствие, а между тем хорошая карта — драйвер развития региона. Нет компании, которая объединяла бы все данные и проводила их обновление. Потребителям приходится договариваться с разрозненными региональными игроками. Настоящая проблема, которая тормозит развитие целых отраслей, — отсутствие для большей части территории страны навигационных графов, необходимых для прокладки и оптимизации маршрутов".

"Самый быстрорастущий сегмент картографического рынка — это картографические веб-сервисы, которые полностью меняют способ работы потребителей с картами,— отмечает Алексей Ушаков.— За ними следуют кадастровые карты". По мнению Ушакова, новым толчком к развитию картографического рынка могут стать такие госпроекты, как, например, "Российская инфраструктура пространственных данных". Этот проект предполагает, что собственными географическими веб-сервисами обзаведутся такие ведомства, как Минсельхоз, Минприроды и т. д.

По словам Ивана Нечаева, картография стала очень выгодным бизнесом — в первую очередь для госпредприятий, десятки лет накапливавших топографическую информацию. "Более или менее вменяемая карта Центрального региона России стоит сейчас порядка 70 млн руб.",— отмечает он. Однако развитие картографии, по его словам, сдерживает отсутствие единых госстандартов в этой области, а также неразвитость отраслевой нормативно-правовой базы.

Секретность советской картографии сыграла с современными картографами злую шутку. "Топографическую подложку каждое ведомство (МЧС, Минрегион, Роснедвижимость, Минсельхоз, Агентство недропользования и др.) старалось создать самостоятельно,— говорит Алексей Ушаков.— Например, самый ходовой масштаб карт — 1:200 000 — был оцифрован федеральными ведомствами минимум пять раз. Причем каждое ведомство оцифровало карты с ошибками и не до конца".

Участники рынка в один голос говорят о дефиците подробных географических карт — прежде всего это проблема регионов. "Долгие годы такими картами распоряжалось Минобороны, собравшее огромную топографическую базу,— отмечает топ-менеджер одной из ГИС-компаний.— Но в каком состоянии она находится — отдельный вопрос. Многие сведения актуализированы 1980-ми годами, и с тех пор карты не корректировались".

Не нефтью единой
Сырьевые компании — крупнейшие российские потребители географических карт. Однако деньги картографам начинают приносить и рядовые частные потребители, в первую очередь пользователи поисковых систем в интернете и абоненты сотовой связи. Так, с 2004 года географический сервис "Яндекс.Карты" развивает крупнейшая в России поисковая система "Яндекс". Услуга позволяет искать объекты, адреса, организации и т. д. на русском и других языках.

Отдельный сервис "Пробки" позволяет отслеживать заторы на дорогах в режиме реального времени ("Яндекс" их оценивает по 10-балльной шкале — 9 баллов сервис сопровождает комментарием "Город стоит", а при 10 баллах рекомендует: "Лучше ехать на метро"). В числе дополнительных сервисов — панорамы улиц крупнейших городов России и СНГ, доступ к картографической информации с мобильного телефона и т. д. "Сейчас сервис доступен в 37 городах России, Украины, Казахстана и Беларуси,— рассказывает представитель "Яндекса" Элина Ставиская.— Данные сервиса учитываются при построении маршрутов как в "Яндекс.Картах" (эта функция доступна пока только для Москвы), так и в навигационных программах "Штурман", "Автоспутник", "Мобильный навигатор"". По ее словам, ежедневно "Яндекс.Карты" посещает более 1 млн российских пользователей.

То, что тысячи небольших российских городов и поселков подробно не отрисованы ни на каких общедоступных картах, не секрет ни для картографов, ни для рядовых пользователей, ни для "Яндекса". Поэтому в этом году портал запустил новый сервис — "Народная карта". На спутниковых картах (предоставляются "Яндексу" компанией "СКАНЭКС") любой желающий может "нарисовать" карту своей малой родины. Естественно, точность и достоверность таких карт — на совести картографов-любителей.

В предоставлении подписчикам геоинформации заинтересованы и сотовые операторы. Например, на прошлой неделе МТС начала продажи брендированного коммуникатора "МТС Навигатор Link 300" с функцией навигации, подключенного по тарифу "Супер Онлайнер". "В Москве стоимость 1 Мб трафика составит 3,55 руб. (2,55 руб. после того, как будет принято 50 Мб данных), в других регионах цены могут отличаться в зависимости от конкурентной ситуации",— рассказал представитель пресс-службы компании. По его словам, при предоставлении услуги МТС использует картографические данные компании Navteq. Навигационно-информационные сервисы предоставляет компания "Штурман". "Это первый опыт продажи такого продукта в рознице российского оператора, поэтому оценивать объем продаж мы не будем,— говорит сотрудник МТС.— В целом мы считаем этот рынок (рынок навигации.— "Деньги") очень перспективным. По нашим оценкам, в 2009 году объем рынка автомобильных навигаторов в России составил 400 тыс. (для сравнения, в Европе — 9 млн), при этом темпы его годового роста составляют не менее 40-50%".

Одна из фишек нового продукта МТС — мобильная социальная сеть с навигационной функцией, позволяющая искать друзей, одноклассников, партнеров по интересам и т. п. в ближайшем доме, районе, на соседней улице. "Сервис "Друзья" дает возможность мониторинга местоположения своих друзей прямо в окне навигатора в режиме, приближенном к реальному времени. Пользователи также получают возможность видеть на карте объекты, отмеченные друзьями, и прокладывать к ним маршруты",— объясняет сотрудник МТС.

Еще одна отрасль, заинтересованная в качественной картографии,— автопром. "В прошлом году в России было реализовано более 4 тыс. наших автомобилей, оснащенных штатной навигационной системой BMW Professional, их число растет от года к году с увеличением дорожного покрытия карт",— рассказывает представитель баварского автоконцерна. По его словам, глобальным поставщиком картографического контента для автомобилей BMW является компания Navteq. "Что касается России, то в данный момент актуальный релиз навигационных карт включает более 450 тыс. км, охватывая помимо европейской территории Западную и Центральную Сибирь с городами Новосибирск, Омск, Красноярск",— отмечает представитель BMW. Он говорит, что в поставляемых вместе с машинами ГИС-системах содержится информация более чем о 80 тыс. полезных объектов городской и дорожной инфраструктуры.

Автор: Дмитрий Чижов,
Источник: журнал "Деньги" (http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1383780)

Все новости
Наверх