ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Спутниковый контроль гренландских тюленей в Белом море

12 Марта 2010
Охрана природы
Технологии спутниковой съемки будут использованы для организации движения судов в акватории Белого моря в обход залежек гренландских тюленей в период щенки весной 2010 года. Соответствующий проект «Белое море — 2010» по инициативе Росморречфлота проводит Инженерно-технологический центр «СКАНЭКС» совместно с другими организациями.


В целях исключения прохождения судов через залежки гренландских тюленей и предотвращения гибели животных Штаб ледокольных операций порта Архангельск организует прокладку маршрутов во льдах акватории Белого моря для всех ледоколов и судов независимо от их ведомственной принадлежности на период март – апрель 2010 года. Координация движения судов будет осуществляться Росморречфлотом, в том числе с использованием материалов спутниковой съемки, принимаемых и обрабатываемых в ИТЦ «СКАНЭКС», и данных авиаоблетов.

Отдел речных и морских гидрологических прогнозов Архангельского Гидрометцентр собирает сведения о положении мест залежек зверя из различных источников, на основе чего разрабатываются рекомендованные курсы для следования судов и караванов по маршрутам в Белом море. Учитываются не только фактические данные, но и возможное перемещение залежек из-за дрейфа льдов.

— Для обхода залежек зверя нам приходится предлагать курс движения судов по тяжелым льдам, поскольку обычно в марте в Горле Белого моря складывается наиболее тяжелая ледовая обстановка, и выбор маршрутов ограничен, — объясняет Елена Скрипник, начальник отдела речных и морских гидрологических прогнозов Гидрометцентра ГУ «Архангельский ЦГМС-Р». — Конечно, актуальная и достоверная информация, полученная с использованием современных технологий аэрокосмического мониторинга, согласованная работа всех участников ледовых операций в Белом море позволит сделать все возможное для предотвращения гибели гренландских тюленей.

В настоящее время Центр «СКАНЭКС» уже передал в Штаб ледокольных операций два радиолокационных снимка RADARSAT-1 от 7 и 8 марта. Начиная с 15 марта, будет проводиться комбинированная радиолокационная съемка для контроля ледовой обстановки, а также высокодетальная оптическая съемка с разрешением 0,7 м для выявления потенциальных районов щенных залежек тюленей.

— Спутниковые снимки являются серьезным подспорьем, помогая наносить на навигационные карты маршруты судов в обход залежек тюленей. В Штабе ледокольных операций порта Архангельск проводится нанесение скорректированных маршрутов судов в зависимости от позиции щенных лежек. После эта информация доводится до судовладельцев и капитанов в виде обязательных для исполнения рекомендаций, — отмечает первый заместитель капитана морского порта Архангельск Сергей Козуб.

Бесконтрольное прохождение судов в начале весны через места щенных залежек тюленей остается одной из основных причин уменьшения численности популяции животного: по некоторым оценкам, при прокладывании каждого ледового канала гибнут 500–1000 детенышей.

Положительный опыт проведения проекта по охране беломорской популяции гренландского тюленя в 2009 году свидетельствует об эффективном решении природоохранных задач с применением комплексной оперативной информации с использованием судовых наблюдений, аэро- и космоснимков.

СПРАВКА:
Тюлень гренландский (Pagophoca groenlandica) обитает в Северной Атлантике и морях Северного Ледовитого океана — Гренландском, Баренцевом, Белом. Длина взрослых особей 150—193 см, масса в начале зимы достигает 160 кг. Ежегодно в начале весны самки приносят потомство на льдах районов, по которым выделяют три основные популяции животного: североатлантическую, гренландскую и беломорскую. В начале прошлого века численность беломорского стада достигала 4 млн. особей. Пик промысла пришелся на 20-е гг. XX века (1925 г. — 466,5 тыс. голов) и к 1937 г. в беломорском стаде осталось 600 тыс. животных. Вследствие этого, снизился забой зверей, который достиг минимума в военные годы (от 3 до 22 тыс. особей). Численность стада увеличилась до 1,2 млн. голов в 1948 г. и до 1,3-1,5 млн. голов в 1957 г. (Сурков, 1957). Однако активизация зверобойного промысла в конце 50-х гг. XX века привела к катастрофе: в 1962 г. число тюленей сократилось до 240 тыс., при этом забивалось 128 тыс. животных. В 1965 г. были приняты серьезные ограничения на добычу гренландского тюленя в Белом море: снижена квота, запрещена на пять лет судовая охота, а добыча белька разрешена только местным жителям не более 20 тыс. в год при запрете добывать взрослых самок на местах рождения. Эти меры сказались благотворно, популяция восстановилась. В 1998 г. впервые были проведены учеты по новой методике мультиспектральной съёмки. Этот способ позволяет учитывать бельков, которые ещё не плавают, что позволяет наиболее точно оценить численность. С 1998 по 2003 гг. популяция была относительно стабильна, однако с 2003 г. началось резкое сокращение и количество новорожденных снизилось с 330 тысяч до 120 тыс. в 2008 г. Среди основных причин, приведших к уменьшению численности:
— глобальные изменения климата, которые приводят к уменьшению площади, толщины и сроков существования ледовых полей, на которых размножаются тюлени;
— бесконтрольное прохождение судов в начале весны через места щенных залёжек тюленей.

Кандалакшский залив, Белое море. Снимок RADARSAT-1, дата съемки 7 марта 2010 г. Отчетливо видны судоходные трассы и два судна в виде ярких точек близ трассы (CSA, MDA, SCANEX, 2010)

Движение каравана к Кандалакшскому заливу. Сравнение реальной трассы (синий цвет) и оптимального маршрута через полыньи (красный цвет). Снимок RADARSAT-1, дата съемки 07 марта 2010 г. (CSA, MDA, SCANEX, 2010)

Ледовая и судовая обстановка в Кандалакшском заливе Белого моря. Сверху: снимок SPOT 4, дата съемки 7 марта 2010 г. (SpotImage, SCANEX, 2010). Снизу: снимок RADARSAT-1, дата съемки 7 марта 2010 г. (CSA, MDA, SCANEX, 2010). На оптическом снимке видны только свежие судовые каналы. На радиолокационном - все трассы, в том числе затянутые молодым льдом и занесенные снегом

Ледовая и судовая обстановка в Горле Белого моря. Снимок RADARSAT-1, дата съемки 8 марта 2010 г. На увеличенном фрагменте снизу отчетливо опеределяются ледокол, прокладывающий трассу, и следующее за ним судно (CSA, MDA, SCANEX, 2010)

Тюлени на льдах в акватории Белого моря. Аэроснимок 6 марта 2010 г. Съемка О.А. Панченко

Все новости

Подпишитесь на рассылку.
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх