ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Спутниковые снимки позволяют выявлять факторы изменений климата

03 Июня 2009
Прочее
С помощью космических технологий дистанционного зондирования Земли удалось оценить воздействие судоходства на содержание в атмосфере двуокисей серы (SO2) и азота (NO2). Специалисты французской компании CLS создали <a href="http://www.esa.int/esaEO/SEMBDI0OWUF_economy_0.html" target="blank" >комплексную карту</a> местоположения судов и судоходных трасс в морях, омывающих Европейский субконтинент. При создании карты использовались радиолокационные данные <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=envisat&id=index" target="blank" >ENVISAT-1</a> (ESA) за 2002-2009 гг.


При сопоставлении интегрированной карты судовой обстановки и схемы концентрации газов в районах интенсивного судоходства наблюдается повышенная концентрация SO2 и NO2 в атмосфере. При этом важно учитывать повышенную нагрузку в портовых зонах и западный перенос воздушных масс, преобладающий над Европой.

Присутствие в атмосфере газов SO2 и NO2 — главная причина выпадения кислотных дождей: в результате химических реакций в атмосфере рассматриваемые диоксиды превращаются соответственно в серную и азотную кислоты. Их выпадение на поверхность Земли оказывает негативное влияние на живые организмы и экотоп в целом.

В России спутниковый радиолокационный мониторинг обстановки в акваториях морей вокруг России с 2008 года проводит ИТЦ «СканЭкс». Накоплен значительный объем разновременной радиолокационной информации, частично доступной на геосервисе <a href="http://new.test.kosmosnimki.ru/" target="blank" >«Космоснимки — моря России»</a>. В последних числах мая стартовал очередной проект ИТЦ «СканЭкс» по оперативному спутниковому мониторингу судовой и экологической ситуации в морских акваториях России.

— Интенсивность движения судов в российских морях значительно уступает уровню напряженности судоходства в европейских акваториях, — рассказал заместитель директора ИТЦ «СканЭкс» <b>Алексей Кучейко</b>. — Поэтому для российских морей более актуальной проблемой являются загрязнения морской поверхности нефтепродуктами. При этом сбросы нефтесодежащих вод с судов доминируют среди источников загрязнений.

Проведенные спутниковые съемки показали наличие судовых нефтезагрязнений в Черном и Каспийском морях, у Владивостока и о. Сахалин на Дальнем Востоке и даже в Балтийском море.

Что касается исследования изменений климатических характеристик под воздействием антропогенных факторов, для России более перспективным будет изучение воздействия на климат не судоходства, а агентов добывающей и обрабатывающей промышленности, для чего эффективно использовать оптические спутниковые данные.

— Методики детектирования случаев загрязнения природной среды на суше по данным спутниковых наблюдений уже разработана специалистами «СканЭкс», — разъяснила вице-президент Центра <b>Ольга Гершензон</b>. — Наш Центр открыт для сотрудничества, в том числе по вопросам использования спутниковой информации при определении степени воздействия различных антропогенных и природных факторов на климатические характеристики.

Карта местоположения судов и судоходных трасс в европейских морях. Данные CLS - KNMI - ESA

Карта содержания NO2 в атмосфере. Данные CLS - KNMI - ESA

Судовая обстановка в Финском заливе Балтийского моря, определенная по данным RADARSAT-1 и ENVISAT-1, 2009 г., геосервис "Космоснимки - моря России"

Интегральная карта нефтезагрязнений (отмечены красным цветом) акватории Финского залива Балтийского моря. Загрязнения определены по данным RADARSAT-1 и ENVISAT-1 за период 23-31 мая 2009 г.

Судовая обстановка в акватории Каспийского моря, определенная по данным RADARSAT-1 и ENVISAT-1, 2009 г., геосервис "Космоснимки - моря России"

Судовая обстановка в Черном море, определенная по данным RADARSAT-1 и ENVISAT-1, август 2008 г. - н.в., геосервис "Космоснимки - моря России"

Все новости
Наверх