ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Спутниковая съемка для проводки первого крупнотоннажного танкера по Севморпути

02 Сентября 2010
Транспорт
Спутниковая радарная съемка применялась в ходе ледокольной проводки крупнотоннажного танкера «СКФ Балтика» («SCF Baltica»), совершившего первый в истории экспериментальный рейс по трассе Северного морского пути (СМП).


В период 14-27 августа танкер «СКФ Балтика» с грузом газового конденсата прошел от Мурманска до крайней восточной точки материковой части России мыса Дежнева и проследовал далее через Берингов пролив в Тихий океан. В порт назначения Нинбо (Китай) судно приходит 6-7 сентября. На время проводки во льдах экспедицией руководили первые лица ОАО «Совкомфлот» (владельца танкера) и ФГУП «Атомфлот» — Сергей Франк и Вячеслав Рукша.

Успешное осуществление первого экспериментального рейса танкера-гиганта по Севморпути имеет важное значение для активизации коммерческих грузоперевозок между Россией, Европой и Китаем по трассе СМП и хозяйственной деятельности в Арктике. Экономия времени при прохождении трассой СМП оценивается в 45% по сравнению с классическим маршрутом через Суэцкий канал.

Ранее крупнотоннажные танкеры океанского класса по Севморпути не проводились. На различных этапах маршрута по СМП, проходящего в частности через проливы Вилькицкого, Санникова и Лонга, танкер брали под проводку атомные ледоколы «Таймыр», «Россия» и «50 лет Победы». Караван встретил крупнобитый лед в Карском море, форсировал перемычку Таймырского ледового массива, прошел разреженные льды в море Лаптевых и сплоченные льды в Восточно-Сибирском море. Для оценки ледовой обстановкой по трассе следования судов и выбора оптимального пути следования применялись радиолокационные спутниковые снимки RADARSAT-1.

Для оперативного получения, обработки и передачи материалов спутниковой съемки использовались приемные центры сети ИТЦ «СКАНЭКС»: автоматизированные наземные приемные станции «УниСкан» в Москве, Мегионе и Магадане. После обработки продукты в оперативном режиме передавались по сети интернет через геосервис «Атомфлот — Космоснимки». Геосервис создан на основе технологии GeoMixer для задач ФГУП «Атомфлот», в интересах которого в 2010 году ИТЦ «СКАНЭКС» проводит сбор и обработку спутниковой радиолокационной информации о ледовой обстановке на трассах Северного морского пути и неарктических замерзающих морей России.

В период летней навигации ФГУП «Атомфлот» неоднократно использовал спутниковые радиолокационные данные для проводок караванов по трассе Севморпути. Опыт работ показывает, что применение космической съемки позволяет повысить не только безопасность, но и экономическую эффективность морских ледокольных операций в условиях Арктики.


СПРАВКА:
Танкер «СКФ Балтика» — танкер типа «Афрамакс» усиленного класса (ICE-1A-Super по международной классификации), дедвейтом 117 тыс. тонн. Высокотехнологичный двухкорпусной танкер нового поколения, спроектирован специально для работы в ледовых условиях Балтийского моря. Ледовое усиление позволяет судну преодолевать лед толщиной до 1,0 метра. В настоящее время в мире построено всего 4 аналогичных танкера типа «Афрамакс» с подобным ледовым классом.

Маршрут движения танкера «СКФ Балтика» по СМП

Покрытие территории Севморпути спутниковой радарной съемкой в период проводки танкера "СКФ Балтика" 14-27 августа

Ледовые поля у полуострова Таймыр, заметны каналы от судов, ранее прошедших через Таймырский ледовый массив. Фрагмент снимка RADARSAT-1, 18.08.2010 (CSA, MDA, принято и обработано в ИТЦ «СКАНЭКС», 2010).

Все новости
Наверх