ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Использование данных оперативного космического мониторинга в ледово-информационной системе для Арктики

25 Апреля 2006
Прочее

Многолетний опыт арктического судоходства свидетельствует о том, что отсутствие необходимой ледовой информации либо недостаточное внимание к ней существенно увеличивает риски (в т.ч. экологические) морских операций, снижает их эффективность, а в ряде случаев исключает саму возможность их проведения.

</p><p class=pNewsText>Начиная с 30 годов ХХ века, большое внимание уделялось созданию и развитию системы гидрометеорологического обеспечения (ГМО) мореплавания по Северному морскому пути (СМП). В 80-е годы при окончательном оформлении эта система получила наименование «Автоматизированная ледово-информационная система для Арктики» или система «Север». </p><p class=pNewsText>Несмотря на то, что в 90-е годы, материальные ресурсы, выделяемые на поддержание и развитие системы «Север», были крайне недостаточными, удалось сохранить ее в работоспособном состоянии. Более того, благодаря внедрению новых технологий, информационные возможности системы в целом существенно возросли. В настоящее время система способна обеспечить потребителей фактической и прогностической информацией, необходимой для обеспечения мореплавания и других видов морской деятельности в Арктике. Использование современных телекоммуникаций позволяет оперативно доставлять информацию (в том числе спутниковые снимки и ледовые карты) на объекты в море и, что особенно важно, отображать ее в электронных навигационных картографических системах. </p> <p class=pNewsText>Инфраструктуру системы составляют: Центр «Север» ГУ «ААНИИ» (основной центр системы), территориальные центры (Мурманск, Архангельск, Диксон, Якутск, Тикси, Певек), региональные центры приема и обработки данных (Москва, Хабаровск). В состав системы входят подсистемы сбора информации, подсистема обработки, анализа и прогноза, и подсистема передачи и распространения информации по спутниковым, радио- и интернет-каналам связи.</p> <p class=pNewsText>Основными источниками измерительной информации являются спутники ДЗЗ (наиболее информативные источники), полярные станции, автоматические буи, отечественные и зарубежные метеоцентры. Внедрение новых средств приема космической информации и ГИС-технологий обеспечили возможность дальнейшего развития ледово-информационной системы в 2000-х годах.</p> <p class=pNewsText>Основными программами ДЗЗ, используемыми для мониторинга морского ледяного покрова, являются американские спутники NOAA и EOS (TERRA, AQUA), а также радарный спутник RADARSAT-1 (Канада). Для приема космической информации в Х-диапазоне частот центр ледовой разведки в ААНИИ оснащен универсальной станцией УниСкан-36. В перспективе Центр рассчитывает расширить возможности станции для приема информации спутников серии IRS и радарного спутника ENVISAT. В результате обработки исходной информации ледовый центр выпускает обзорные и детальные карты ледовой обстановки в Арктических морях и в Финском заливе для обеспечения навигации и хозяйственной деятельности различных заказчиков. Информация о ледовой обстановке оперативно передается на борт судов и интегрируется в систему обеспечения навигационных расчетов благодаря представлению ледовых карт в ГИС-форматах ECDIS в качестве пользовательского слоя электронной навигационной карты. К настоящему времени появились российские компании, предлагающие береговые и судовые специализированные ГИС-системы с электронными картами поддержки принятия управленческих решений: выбор сроков проведения морских операций, оптимальных маршрутов плавания, необходимость ледокольного обеспечения и его состава, оценка затрат. В качестве других слоев для удобства судовождения на дисплее могут быть отображены карты глубин, течения, ветра и др. </p><p class=pNewsText> Долгое время внедрению современных технологий космического мониторинга обстановки и ГИС-систем препятствовали отсутствие спроса со стороны компаний-операторов ледокольного флота, которые не были заинтересованы в ускорении ледовой проводки судов (так как сутки аренды услуг ледокола обходится заказчику в $50 тыс.). </p> <p class=pNewsText> Внедрение судовых АРМ с электронными навигационными картами, совмещенного с приемной станцией связи для регулярного приема оперативных и прогнозных ледовых карт из центра “Север” позволило значительно повысить эффективность судовождения в арктических широтах даже без ледового сопровождения. </p> <p class=pNewsText>Классическим примером стал первый в мире переход научно-экспедиционного судна “Академик Федоров” через Северный полюс к месту высадки научной станции СП-34 без сопровождения ледокола в августе-сентябре 2005 года. На борту НЭС “Академик Федоров” были установлены станция “СканЭкс” с антенной диаметром 1 м и станция “Лиана” для оперативного приема метеоданных с космических аппаратов NOAA. Данные ледовой разведки передавались также на борт судна по каналам спутниковой связи из центра “Север” ААНИИ.</p><p class=pNewsText> В зимнюю навигацию 2005-2006 года новые АРМ с ГИС-системами были установлены на ледоколе, осуществляющем проводку судов в Финском заливе, и на дизель-электроходе «Норильский Никель», перевозящий грузы по маршруту Дудинка-Мурманск. Дизель-электроход усиленного ледового класса «Норильский никель» дедвейтом 14500 тонн является судном двойного действия, способным в условиях самостоятельного плавания преодолевать более чем 1,5-метровые арктические льды. Судовой ГИС-терминал предоставляет капитану судна в режиме on-line подробную информацию о состоянии ледяного покрова на пути следования и позволяет выбирать наиболее оптимальные маршруты движения в тяжелых ледяных полях. По отзыву капитанов судов, оперативная ледовая информация способствует повышению безопасности мореплавания и позволяет сократить время переходов во льду. </p> <p class=pNewsText>Дальнейшее внедрение космической информации в практику ледовой разведки и повседневного обеспечения морской навигации позволит активизировать хозяйственную деятельность в Арктике. </p> <p class=pNewsText> Сообщение составлено по информации, предоставленной ИТЦ СканЭкс начальником Центра “Север” Бресткиным С.В. Центр СканЭкс предлагает заинтересованным организациям и компаниям присылать для публикаций истории об опыте практического применения космической информации (на e-mail: kucheiko@scanex.ru).</p>

Станция УниСкан-36 центра ледовой разведки ААНИИ в Санкт-Петербурге

Пример выбора оптимального маршрута по ледовым картам, пердставленным на судовом ГИС-терминале

АРМ “Судовой терминал” на ходовом мостике судна (компания “Моринтех”)

Дизель-электроход усиленного ледового класса Норильский Никель с судовой ГИС-системой отображения ледовой обстановки

Ледовая карта судового ГИС-терминала, разработанная на основе снимка RADRSAT-1 22.3.2006, с маршрутом судна “Норильский Никель” в Карском море

Все новости
Наверх