Проблемы мониторинга российской Арктики становятся особенно актуальными по мере интенсификации судоходства по Севморпути и освоения арктического шельфа. В последние годы хозяйственная деятельность в Арктике активно развивается, что требует оперативного информационного обслуживания, постоянного доступа к актуальной и достоверной информации о ледовой обстановке.
Оперативный спутниковый мониторинг ледовой обстановки и деятельности в Арктике
К основным задачам, которые должны и могут решаться с помощью космической информации в Арктике, относятся:
- ледовая обстановка, наблюдение за опасными ледяными образованиями (айсбергами и стамухами);
- навигационно-судовая обстановка, проводка судов, мониторинг аварийных судов и чрезвычайных ситуаций на море;
- мониторинг нефтяных загрязнений;
- контроль производственно-хозяйственной деятельности на шельфе;
- мониторинг мест обитания и оценка численности крупных морских животных.
В 2010 г. Инженерно-технологический центр «СКАНЭКС» совместно с ААНИИ, ИО РАН, ФГУП «Атомфлот», WWF и другими партнерами разработал концепцию и организовал спутниковый мониторинг морей российской Арктики. Помимо этого регулярная съемка для оценки ледовой обстановки в зимний период периодически охватывает Финский залив, Карское, Белое, Азовское, Каспийское, Охотское и Японское моря.
Традиционно для оценки ледовой обстановки используются продукты всепогодной оперативной радиолокационной спутниковой съемки. Высокую эффективность показали технологии мониторинга с использованием комбинирования мультиспутниковых съемок - радиолокационных и оптических, данных мировых баз и архивов, а также результатов моделирования. Для съемки выводных ледников и айсбергоопасных акваторий используются 6 космических аппаратов с оптической и радиолокационной аппаратурой высокого и среднего разрешения (от 0,7 м до 30 м): Radarsat-1, Radarsat-2, EROS-A, EROS-B, SPOT-4 и SPOT-5. Для задач мониторинга объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РФ, проводки судов или вывода их из ледового плена дополнительно используются данные автоматизированных систем идентификации судов (АИС). Места обитания и размножения крупных морских животных (тюленей и моржей) контролируются с помощью оптической съемки высокого разрешения.
По результатам мониторинга ведется подготовка карт ледовой обстановки, пленочных загрязнений и навигационно-судовой обстановки. Для ряда ключевых акваторий оценивается положение крупных ледовых образований и кромки льда по отношению к производственным объектам (нефтяным платформам и терминалам), а также изучается их динамика и разрабатываются прогнозы изменения ситуации во времени. Готовые продукты поставляются заказчикам через соответствующие веб-порталы и в виде экспресс-отчетов, составленным по результатам совместного анализа оптических снимков и РЛИ и данных о гидрометеорологической обстановке в регионе.
В ходе выполнения ряда проектов были отработаны методики ежесуточной комбинированной съемки заданных районов Арктики спутниками с радарной и оптической аппаратурой высокого и среднего разрешения с оперативной обработкой и поставкой продуктов потребителям. В 2010-2013 гг. для мониторинга ледовой обстановки вдоль Севморпути и обеспечения ледокольных операций «Атомфлота» широко используется портальный сервис оперативного спутникового радиолокационного мониторинга (рис. 1). Особый интерес с точки зрения анализа и прогнозирования ледовой обстановки на трассах Севморпути представляет обеспечение трансарктических рейсов, когда требуется получение космоснимков на всем протяжении трассы: от о. Новая Земля до Берингова пролива по мере продвижения караванов.
В результате наблюдений проведена оценка радиометрических и сигнатурных параметров айсбергов и стамух и составлена карта их распределения в пр. Вилькицкого(рис. 2), а также в Карском и Восточно-Сибирском морях. Из космоса контролировалась ледовая обстановка в районе дрейфа станции СП-38 (рис. 3), процесс транспортировки и установки платформы «Приразломная» в Печорском море, вывод из ледового плена плавбазы «Содружество» (рис. 4), места аварий СПБУ «Кольская», рыболовного судна «Oriental Angel» (рис. 5), танкера «Каракумнефть» и др. Закартографированы лёжки атлантического моржа в Баренцевом море (рис. 6).
В ИО РАН этими проблемами в Лаборатории оптики океана занимается ведущий научный сотрудник к.ф-м.н. Иванов А.Ю. (мониторинг нефтяных загрязнений, объектов ТЭК и аварийных судов в Арктике), а также аспирантка Н.В.Евтушенко (крупные морские животные).
Полученные результаты были представлены в ИО РАН на конференции «80 лет с начала планомерного изучения и развития Ceвмopпyти» в марте 2013 г.
Рис.1. | Рис.2. | Рис.3. |
Рис.4. | Рис.5. | Рис.6. |