ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Ольга Гершензон: «Бороться можно со всем — нужно просто предоставлять информацию людям»

23 Мая 2013
Прочее

О возможностях оперативного спутникового мониторинга пожарной обстановки, практике использования снимков Земли из космоса в различных сферах хозяйственной деятельности на пресс-конференции в «Парламентской газете» рассказала Ольга Гершензон, директор ИТЦ «СКАНЭКС». Также Ольга обратила внимание на необходимость вести общественный мониторинг и контроль состояния территории России, что является одной из задач проекта «Космический патруль», который пока находится в начале своего развития, но уже получил широкое признание.

«Парламентская газета»: Расскажите, пожалуйста, о мониторинге, который вы проводите, чтобы понимать, что происходит у нас на Земле.

Ольга Гершензон: Мы являемся создателями систем, которые позволяют таким ведомствам, как МЧС и Федеральное агентство лесного хозяйства, создавать свои собственные системы космического мониторинга, которые в ведомствах уже много лет успешно работают. Есть и сложности. Например, сейчас мы можем получать спутниковые данные с разрешением 22 м при полосе охвата 600 км на территорию всей страны. Это позволило бы проводить очень быструю верификацию тех термоточек (вероятных очагов пожаров, — прим. ред.), которые определяются по спутниковым данным километрового разрешения. К сожалению, бюджетное финансирование так устроено, что пока мы дадим предложение, выиграем (если вообще выиграем) конкурс, то кончится сезон, и мы целый сезон потеряем. Должны быть фьючерсные сделки между частным бизнесом и государством, где мы являемся партнерами, а не просто заказчиком и покупателем. Мы (ИТЦ «СКАНЭКС», — прим. ред.) уже 23 года развиваем технологии космической съемки и заслужили доверие. Таких компаний много, это касается не только нас. Мы открыли публичный сайт («Космоснимки — Пожары», http://fires.kosmosnimki.ru/, — прим. ред.), на котором выставляем и наши данные, и данные мировой системы, чтобы помочь людям сориентироваться там, где это возможно.

{youtube width="400"}0jcbq4WyWWc{/youtube}

«Парламентская газета»: Система «СКАНЭКС» может с помощью космических аппаратов отследить любое происходящее на Земле явление? Не только пожар?

Ольга Гершензон: У нас есть примеры работы по выявлению нарушений правил рыболовства, установки ставных неводов. С МЧС мы работаем много лет по вопросам мониторинга паводков, наводнений. Есть работы, связанные с контролем строительства. К нам обращается Следственный комитет по верификации территориальных споров. Например, мы накладываем на современную космическую съемку кадастровые участки. Благодаря тому, что в открытом доступе появилась кадастровая карта Росреестра, есть возможность из нее скачивать векторный слой кадастровых участков. В режиме реального времени мы можем сопоставлять расположение возникших очагов пожаров с тем, кто является собственником территории, откуда пожары пришли, например, на заповедники.

[…]

Бороться можно со всем — нужно просто предоставлять информацию людям и давать им возможность и инструменты для оценки. Тогда у власти не будет желания, возможно вынужденного, менять какие-то цифры. Сейчас мы активно пропагандируем проект «Космический патруль». Речь идет о том, чтобы ежедневно, по мере возможности, предоставлять данные космической съемки и научить всех, начиная со школьников, пользоваться этими данными. Например, на космическом снимке прекрасно видны рубки леса. Безусловно, иногда есть проблемы – сложно отличить одно от другого, но методически этому надо учить. В том числе, это привлечет внимание школьников к географии. Сегодня географическое образование, когда ввели необязательность экзаменов, не так популярно. Мне кажется, что это колоссальное упущение. Сейчас все привязано к пространству, географии.

{youtube width="400"}H5K8jV5UPvM{/youtube}

Также обращаю внимание на тяжелую ситуацию с доступностью информации… Должно быть четко прописано, что все, что покупается за федеральные деньги — информационные ресурсы — должно быть доступно в Интернете. За исключением, может быть, суперсекретных данных. Но секретные вещи прописываются в закрытых конкурсах. Например, мы много лет сотрудничаем с МЧС. Я помню, как говорила, что в информационной системе МЧС обязательно должна быть квартальная сеть, доступная «Авиалесохране». Я не помню, передали сейчас эту квартальную сеть или нет, прошло пять лет. Информация, получаемая за бюджетные средства в одном ведомстве, не доступна в другом... Хорошо, что сейчас Роскосмос поменял свою политику. Спутник «Метеор-М» №1, пусть и не такой продвинутый, как зарубежные, но несколько лет мы боролись за то, чтобы эти данные были доступны российским университетам. Не нам, как коммерческим структурам, а университетам! В Роскосмос пришел новый руководитель, обратил на это внимание. И это, наконец, стало возможным.

В МЧС мы обеспечили возможность приема данных с российского спутника «Канопус В», внедрили очень быстро просто потому, что сделали это бесплатно. А если бы мы пошли путем обычных процедур, то это заняло бы год-два. Есть какие-то вещи, которые должны быть законодательно прописаны. Мы выполняли работу для Росреестра по покрытию съемкой с разрешением 50 см всей страны – это лучше, чем в Google. Нам еще не все удалось, но у нас трехлетняя гарантия. Эта информация (высокодетальные спутниковые снимки, — прим. ред.) сегодня недоступна органам государственной власти. А должна быть доступна. Несмотря на то, что Минобороны было принято решение, что данные с зарубежных космических аппаратов не секретны – я не буду сейчас обращать внимание, что с наших – секретны! – эти данные сейчас не публикуются. Они могут принести огромную пользу МЧС, «Авиалесохране» и т.д. И это сегодня не дают людям – почему? Таких вопросов много.

Полный вариант видеозаписи пресс-конференции доступен по ссылке: http://press.scanex.ru/index.php/ru/tvradio/item/3945-parlamentskaya

Все новости

Подпишитесь на рассылку.
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх