ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Охрана популяции гренландского тюленя: итоги спутникового мониторинга

18 Мая 2009
Охрана природы
Инженерно-технологический центр «СканЭкс» подвел итоги проекта по охране мест размножения гренландских тюленей в Белом море, проведенного в период 28 февраля — 29 марта 2009 года совместно с Международным фондом защиты животных IFAW и партнерами. Для целей проекта впервые широко использовались технологии космической съемки.


Ведущими организаторами и участниками комплекса мероприятий по предотвращению гибели тюленей при прохождении судов стали Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Международный фонд защиты животных IFAW, Штаб ледокольных операций Администрации морского порта (АМП) Архангельск, ГУ «Архангельский ЦГМС-Р», ФГУП «Атомфлот», Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), ФГУ «Межведомственная ихтиологическая комиссия», ИТЦ «СканЭкс» и др. Основанием для организации комплекса мероприятий стало решение Совещания Росморречфлота от 4.03.09 «О предотвращении гибели животных в результате прохождения морских судов через щенные залежки гренландских тюленей на акватории Белого моря».

Основной задачей спутникового мониторинга выступал контроль судоходства в ледовых полях вокруг детных залежек тюленей на основе данных всепогодной радиолокационной съемки. В сплоченных льдах каналы от судов и караванов сохраняются длительный период и прослеживаются иногда даже после интенсивных сжатий и дрейфа льдов.

По оценкам, каждое бесконтрольное прохождение судов через ледовые поля, служащие «родильными домами» тюленей, приводит к гибели сотен детенышей. В последние годы судоходство в Белом море даже в зимний период активизировалось после строительства нефтяных терминалов в Витино и Архангельске.

В рамках проекта по данным авиационной и судовой разведки определялись места массового скопления тюленей, где движение судов должно быть ограничено, либо прекращено. На основании этих данных специалисты Архангельского ЦГМС-Р готовили ледовые карты с обозначением мест залежки тюленей и рекомендации для следования судов. Штаб ледокольных операций АМП Архангельск рассылал рекомендованные курсы капитанам ледоколов и судов. Спутниковые радиолокационные изображения применялись для оценки ледовой обстановки и контроля судоходства.

Кроме того, во время проекта по охране популяции гренландского тюленя ставилась <a href="http://www.scanex.ru/ru/news/News_Preview.asp?id=n20299169" target="blank" >задача оценки возможности обнаружения мест массовых залежек животного</a> с помощью высокодетальных оптических снимков. Полученные результаты свидетельствуют об их применимости для уточнения данных о положении щенных залежек тюленей на ледовых полях.

За время проведения проекта по охране популяции гренландского тюленя специалисты ИТЦ «СканЭкс» приняли на станцию в Москве и оперативно обработали 17 радиолокационных изображений акватории Белого моря со спутников <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=radarsat&id=index" target="blank" >RADARSAT-1</a> и <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=envisat&id=index" target="blank" >ENVISAT-1</a> (пространственные разрешение 50-150 м). Одновременно осуществлялись прием и обработка данных <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=spot&id=index" target="blank" >SPOT 2/4</a> и <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=irsP6&id=index" target="blank" >IRS-P6/</a><a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=cartosat&id=index" target="blank" >Р5</a> с оптической аппаратурой среднего и высокого пространственного разрешения. Средняя периодичность наблюдения Белого моря составляла 1-2 суток.

Обработанные и геопривязанные изображения передавались интернет-каналы связи в адрес ГУ «Архангельский ЦГМС-Р» и АМП Архангельск. Для визуализации данных оперативного мониторинга и архивной информации специалисты Центра «СканЭкс» разработали геосервис <a href="http://whitecoats.kosmosnimki.ru/" target="blank" >«Космоснимки — Белое море»</a>, который обеспечивал свободный доступ к данным проекта.

В результате выполнения проекта прошли практическую проверку методы спутникового контроля движения судов во льдах по радиолокационным данным и разработан метод определения районов щенных залежек по материалам высокодетальной оптической съемки. Также налажено взаимодействие и установлены форматы обмена данными между центром ДЗЗ, ЦГМС-Р и АМП Архангельск.

— Актуальная и достоверная информация, полученная с использованием современных технологий аэрокосмического мониторинга, согласованная работа заинтересованных организаций и компаний позволили весной 2009 года предотвратить бесконтрольное прохождение судов через щенные залежки гренландских тюленей, — резюмировала вице-президент ИТЦ «СканЭкс» <b>Ольга Гершензон</b>.

Опыт реализации проекта спутникового мониторинга акватории Белого моря в период размножения беломорской популяции гренландского тюленя позволяет сделать следующие выводы.

Всепогодная радиолокационная съемка с периодичностью 1-2 суток обеспечивает оценку и прогноз ледовой обстановки в Белом море, а также контроль судоходства. Возможный перерыв в съемках до трех суток существенно снижает вероятность выявления всех фактов отклонений судов от рекомендованных курсов. Самым информативным режимом является ежесуточная съемка акватории. Оперативная спутниковая информация, переданная в штаб ледокольных операций и на борт судов, позволит капитанам судов выбирать оптимальные маршруты движения с учетом реальной ледовой обстановки и действующих рекомендаций.

Решающее значение для результативности охранных усилий имеет своевременное обновление информации о районах щенных залежек тюленей. Для регулярного получения данных целесообразно использовать наряду с авиационными и судовыми средствами наблюдения спутники с высокодетальной аппаратурой оптической съемки.

Оперативный космический мониторинг и скоординированная работа специалистов центра ДЗЗ, ЦГМС-Р и портов Росморречфлота позволили существенно снизить число проходов судов через места массовых залежек тюленей. Однако полностью ликвидировать судовой фактор воздействия на популяцию животного в настоящее время не удается.

— Географические и климатические особенности беломорского региона таковы, что под воздействием ветров и течений льды с детенышами тюленя перемещаются из Бассейна Белого моря в его Горло шириной 40-50 км. Возможность обхода их судами крайне затруднена, — отметил первый заместитель капитана морского порта Архангельск <b>Андрей Великанов</b>.

Подробнее ознакомиться с результатами спутникового мониторинга акватории Белого моря в период размножения беломорской популяции гренландского тюленя в период 28.02.2009 – 29.03.2009 можно по данным <a href="http://www.scanex.ru/ru/publications/pdf/publication56.pdf" target="blank" >предварительного отчета</a>, доступного в разделе «Публикации» сайта.

Судоходные трассы во льдах Кандалакшинской губы. Датчик AWIFS спутника IRS-P6, разрешение 60 м, 10.03.2009 (ANTRIX, SCANEX, 2009)

Оптическое изображение сканера AWIFS спутника IRS-P6 от 10.03.2009 с нанесенными векторными слоями района залежки (красный цвет), трассами судов (голубой цвет), контура района высокодетальной оптической съемки EROS-B (зеленый цвет) и выделенным на снимке EROS-B каналом (фиолетовый цвет). Выделенные на двух снимках каналы маршрута "Кандалакша – Архангельск" относятся к одному судну. Сдвиг между ними объясняется дрейфом льдов за 4 часа между съемками IRS-P6 и EROS-B. (ANTRIX, SCANEX, 2009)

По данным съемки ENVISAT-1 за 18.03.2009 суда следуют маршрутами, рекомендованными штабом ледокольных операций АМП Архангельск. Интерфейс геосервиса "Космоснимки — Белое море", синие зоны — районы щенных залежек по данным Росморречфлота, красные линии — рекомендованные маршруты в обход щенных залежек, желтые — реальные маршруты движения судов в ледовых полях

Положение полосы из 4 кадров EROS B в акватории Белого моря, полученной с помощью высокодетальной оптической аппаратуры 10 марта. На снимки нанесены векторные слои щенных залежек тюленей (красные точки) и трасса прошедшего судна (синий цвет). ImageSat Int., SCANEX, 2009.

Все новости

Подпишитесь на рассылку.
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх