ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Обширные судовые разливы в Черном море — легальные рамки?

29 Августа 2011
Нефть и газ
Анализ спутниковых снимков позволил выявить суда, сливающие в Черное море продукты после мойки танков. В результате радиолокационного спутникового мониторинга восточной части Черного моря за летний сезон 2011 г. был обнаружен ряд обширных пленочных образований судового происхождения. Одно из них — беспрецедентно крупное — площадью более 420 кв. км. К данному загрязнению был причастен танкер Yukon Star, осуществлявший мойку танков.


Специалисты Инженерно-технологического центра «СКАНЭКС» совместно с экспертами из Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (ИО РАН) провели комплексный анализ имеющихся данных, который показал, что промывки танков могут проходить как легально, соответствуя положениям конвенции МАРПОЛ-73/78, так и осуществляться с нарушением принятых норм.

Например, как установило инспектирование, проведенное в порту Туапсе, танкер Yukon Star 23-25 июня 2011 г. в районе обнаружения осуществлял мойку танков от пальмового масла. Масло соответствует категории веществ D Конвенции МАРПОЛ (Дополнение I, Приложение II) и, в общем случае, не представляет угрозу морской среде и здоровью человека.

— Однако Конвенция, тем не менее, запрещает сброс в море веществ категории D за исключением случаев, когда соблюдаются одновременно все следующие условия: во-первых, судно должно находиться на ходу, имея скорость не менее 7 узлов, если оно самоходное, или скорость не менее 4 узлов, если оно несамоходное. Во-вторых, концентрация таких смесей не должна превышать одной доли вещества в десяти долях воды, и, в-третьих, сброс должен производиться на расстоянии не менее 12 морских миль от берега, — поясняет старший научный сотрудник ИО РАН Андрей Иванов.

Совместный анализ радиолокационных спутниковых изображений (РЛИ) и данных АИС впоследствии показал, что во время мойки танков танкер Yukon Star находился вне 12-мильной зоны, и его средняя скорость составляла 7-8 узлов. Танкер слил в море достаточно большое количество водной смеси с остатками продукта неизвестной концентрации, для чего сделал в течение трех дней пять многокилометровых галсов. В результате суммарная площадь разливов составила 423,5 кв. км, что является рекордом для разливов, обнаруженных в Черном море. Однако инспекция по контролю иностранных судов п. Туапсе от 30 июня 2011 г. нарушений конвенционных требований не усмотрела — процедура мойки танков из-под пищевого груза соответствовала общепринятым правилам, в частности, рекомендациям руководства Tank Cleaning Guide.

Ситуация с судном Tarik Emir несколько иная. Оно в российские порты не заходило, в связи с чем его инспекция оказалась невозможной. Произведенный разлив (площадь 185 кв. км), вероятно, не соответствовал положениям конвенции МАРПОЛ, так как был неизвестной концентрации и содержал тяжелые фракции неизвестного маслянистого продукта (судя по перьевидной текстуре пятна), остатки которого продолжали наблюдаться на РЛИ RADARSAT-1 от 8 августа и ENVISAT-1 от 9 августа, то есть через 3-4 дня после разлива.

Анализ материалов спутникового мониторинга показал, что аналогичные пленочные образования площадью в десятки и сотни кв. км в российском секторе Черного моря и на границе турецкого сектора были зафиксированы на ряде других радиолокационных изображениях (от 28.10.2008, 23 и 28.05.2009, 15.05.2011 и 21.06.2011). Вероятными источниками этих крупноразмерных судовых разливов является мойка танков в открытом море после перевозки растительных масел и других веществ, а, возможно, и нефтепродуктов.

— Выявленные спутниковой съемкой факты мойки танков, проводимые на границах или непосредственно в российском секторе моря зачастую вне зоны действия береговых систем АИС, требуют контроля на предмет соблюдения требований конвенции МАРПОЛ. Вероятно, необходимы законодательные ограничения на мойку танков, например, обязательная сдача отходов мойки портовым службам, как это делается на Балтике. Спутниковые радиолокационные средства зарекомендовали себя надежным инструментом обнаружения фактов крупных судовых сбросов. Российским природоохранным ведомствам необходимо детально разобраться с этой, вновь обозначившейся проблемой и эффективнее использовать данные радиолокационной съемки в качестве доказательной базы, — говорит заместитель генерального директора ИТЦ «СКАНЭКС» Алексей Кучейко.

— В ходе мониторинга были использованы отечественные технологии комплексной обработки и анализа радиолокационных изображений трех спутников RADARSAT-1, RADARSAT-2 и ENVISAT. Это обеспечивает возможность гибкого увеличения частоты съемки для слежения за трансформацией обнаруженных разливов. Интеграция спутниковых изображений и данных АИС позволяет в большинстве случаев оперативно и с высокой достоверностью определить судно-нарушитель, — пояснила руководитель группы оперативного мониторинга морей ИТЦ «СКАНЭКС» Наталья Филимонова.


Вопросы использования спутниковых данных для задач мониторинга и контроля экологической и судовой обстановки в акваториях будут рассмотрены на 5-й Международной конференции "Земля из космоса — наиболее эффективные решения". Мероприятие пройдет с 29 ноября по 1 декабря 2011 г. в подмосковном комплексе "Ватутинки".

Судовой разлив площадью 185 кв. км, обнаруженный на РЛИ RADARSAT-1 от 5 августа 2011 г., тип пленочного загрязнения не установлен. Вероятнее всего его оставило судно Tarik Emir под флагом Панамы (MDA, ИТЦ «СКАНЭКС»)

Пример анализа разливов танкера Yukon Star, обнаруженных на радиолокационных изображениях. Пятна от 23 июня выделены красным (суммарная площадь 18 кв. км). От 24 июня: выяленные по снимкам ENVISAT (фиолетовый контур), RADARSAT-2 (синий, 320,5 кв. км). От 25 июня – зеленый контур (423,5 кв. км). Стрелками показаны галсы, на которых танкер выполнял промывку танков

Карта крупных судовых разливов в Черном море, обнаруженных по данным радиолокационной съемки в 2008-2011 гг. Площади разливов: 28.10.2008 – 31,6 и 56,2 кв. км; 28.05.2009 – 75,2 кв. км; 15.05.2011 – 54,0 кв. км; 23.06.2011 –18 кв. км; 24.06.2011 – 30.3 и 320,5 кв. км; 25.06.2011 – 423,5 кв. км; 05.08.2011– 185 кв. км

Все новости
Наверх