ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Космический мониторинг Химкинской дубравы: состояние, границы и перспективы сохранения

26 Ноября 2012
Охрана природы

По полученным в ИТЦ «СКАНЭКС» спутниковым снимкам SPOT 5 за 21 июня, 22 августа, 21, 27, 28 сентября и 20 октября 2012 г. специалистами Информационного центра НП «Прозрачный мир» проведена оценка состояния Химкинской (Старбеевской) дубравы, частично вырубленной в ходе строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург (определены первоначальная площадь и конфигурация границ дубравы, а также площадь и конфигурация границ вырубленного под строительство участка).

В лесном фонде Московской области дубравы давно составляют не более 1,5 % (Чесноков, 1955). Столь ограниченное распространение дубовых лесов в Подмосковье является результатом хозяйственной деятельности человека (Карписонова, 1967). При этом в лесах 50-километровой зеленой зоны вокруг Москвы крайне редко встречаются насаждения дуба чистые, без примесей других пород (Волков, 1961). По способности выполнять почвозащитные, водоохранные и климатические функции, по долговечности, рекреационным и эстетическим свойствам дубравы находятся на первом месте среди других типов леса (Дубравы СССР, 1949; Калиниченко, 2000). В лесопарковом защитном поясе Москвы уцелели лишь единичные разрозненные участки дубовых лесов, показывающие, что «дубравы в свое время подходили непосредственно к Москве, и даже сама территория Москвы во многих частях была, по-видимому, под дубовым лесом» (Алёхин, 1947). Один из таких участков – Химкинская (Старбеевская) дубрава.

Химкинская дубрава расположена между микрорайонами Лобаново и Клязьма-Старбеево городского округа Химки, в южной части Химкинского леса — массива, образованного кварталами 1-25 бывшего Химкинского лесопарка и прилегающими участками леса на землях иных категорий. Это единственная дубрава такого возраста и площади на территории данного городского округа. Впервые на нее обратил внимание известный геоботаник В.В. Алёхин, обозначив на «Карте современного растительного покрова Московской области» (Алёхин, 1934). В дальнейшем Химкинская дубрава неоднократно описывалась в научной литературе (Беглянова, 1956; Карписонова, 1967). Ботаники особо отмечали ее хорошее состояние и высокую степень сохранности по сравнению с другими дубравами ближнего Подмосковья. Возраст Химкинской дубравы составляет примерно 150-200 лет, что превышает средний возраст насаждений дуба в Московской области (Волков, 1961). Разновозрастный характер древостоя указывает на то, что дубрава в основе своей имеет естественное происхождение, то есть является остатками «первично существовавшего здесь широколиственного леса» (Беглянова, 1956).

Распоряжением Правительства РФ N 1642-р от 5 ноября 2009 г. часть дубравы (12,3 % территории в северной части) была переведена в земли транспорта и промышленности с целью строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург. По информации Публичной кадастровой карты Росреестра, в пределах дубравы в полосу отвода скоростной автомобильной дороги входят (полностью или частично) кадастровые участки 50:10:0020101:69, 50:10:0020101:87, 50:10:0020101:86, 50:10:0020112:10.

В связи с отсутствием публичных данных о динамике и конфигурации рубок в Химкинском лесу, специалисты Информационного центра НП «Прозрачный мир» поставили перед собой задачу определить реальную площадь и границы дубравы до начала работ по строительству объекта капитального строительства «Скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58-й км», а также площадь и расположение вырубленного в ходе строительства дороги участка дубравы. Вырубка производилась не единовременно, а в несколько этапов в период с мая 2011 г. по август 2012 г.

Для подсчета площади дубравы до вырубки использовался мультиспектральный космический снимок WorldView-2 от 7 мая 2010 г., а именно его цветное синтезированное изображение, полученное путем добавления к мультиспектральному изображению панхроматического канала (пространственное разрешение 0,5 м). По результатам его анализа исходная площадь дубравы была оценена в 29,8 га.

Для анализа состояния дубравы с момента начала строительства дороги Москва – Санкт-Петербург использовались космические снимки SPOT 5 (от 21 июня, 22 августа, 21, 27, 28 сентября, 20 октября 2012 года), принятые на приемные станции и безвозмездно предоставленные в ИТЦ «СКАНЭКС».

По данным снимкам было выявлено, что в северной части дубового насаждения вырублена полоса шириной от 100 до 128 м. При этом 1 га был вырублен в мае 2011 г., а 2,6 га — в июле 2012 г.

Вырубка в мае 2011 г. вышла за пределы полосы отвода: 0,2 га было вырублено за отведенными в рубку границами.

Таким образом, согласно анализу спутниковых данных, вырубка разделила дубраву на два фрагмента: меньший (3,5 га) и больший (22,7 га). Общая площадь двух оставшихся участков дубравы по состоянию на 20 октября 2012 г. — 26,2 га. Общая площадь вырубленного участка дубравы (с учетом вырубки за пределами полосы отвода) составляет 3,6 га, или 12,1 % от ее первоначальной площади. По информации ГК «Автодор» от 19.07.2012, площадь вырубки дубравы под автодорогу должна была составить не более 8%.

В полосе отвода скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург остается 0,5 га леса; если вырубка в данном районе будет продолжена, то общая сведенная площадь дубравы составит 13,8 % от исходной.

Часть дубравы (2% от ее площади, 0,6 га) входит в границы кадастрового участка 50:10:0020112:11. Участок примыкает к полосе отвода скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург и полностью расположен в Химкинском лесу. Ранее он относился к землям сельскохозяйственного назначения и числился за ОАО КСХП «Химки». В 150 м от границ кадастрового участка находится активно посещаемый населением г. Химки родник Святого Георгия. Постановлением Правительства Московской области «О включении земельных участков в границы г. Химки городского округа Химки» от 18.01.2012 № 58/2 участок был переведен в категорию «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов». По данным Публичной кадастровой карты Росреестра, в настоящее время участок имеет назначение — «для размещения объектов делового назначения, в том числе офисных центров». Таким образом, указанное постановление сняло имевшиеся ранее ограничения на вырубку деревьев и застройку этого участка.

В Проекте Генерального плана городского округа Химки на 2010-2020 гг. территория кадастрового участка 50:10:0020112:11 включена в «общественно-деловую функциональную зону», предусматривающую строительство «объектов обслуживания и административно-деловых». Кроме того, по Проекту Генерального плана здесь планируется строительство объекта капитального строительства — гостиницы. Очевидно, что строительство гостиницы также будет связано с вырубкой деревьев и уменьшением площади дубравы.

В соответствии со «Схемой территориального планирования Московской области — основные положения градостроительного развития», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 г. № 517/23 дубрава целиком попадает в состав «зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения — территорий концентрации градостроительной активности. Данные зоны планируются как точки роста «жилой, производственной, рекреационной среды и роста экономики области». В документе особо отмечено, что здесь будут преобладать «активные новое строительство и реконструкция».

Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлены следующие факты:

  1. Площадь Химкинской (Старбеевской) дубравы в ее естественных границах до начала вырубки составляла 29,8 га. Это наиболее крупное по площади компактное дубовое насаждение на территории городского округа Химки и одно из крупнейших в ближнем Подмосковье. Проведение вырубки привело к фрагментации единого ранее дубового массива: он был разделен на два изолированных друг от друга участка (3,5 га и 22,7 га).
  2. С начала вырубки в Химкинской дубраве под строительство объекта капитального строительства «Скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58-й км» ее площадь уменьшилась на 12,1% от первоначальной, т.е. фактически вырубленная доля площади дубравы существенно превысила 8%, заявленные ГК «Автодор».
  3. В случае продолжения вырубки в полосе отвода для строительства автомагистрали и проведения вырубки на территории кадастрового участка 50:10:0020112:11 площадь Химкинской дубравы может сократиться еще на 3,7%.
  4. Химкинская дубрава целиком попадает в состав «зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения — территорий концентрации градостроительной активности».

Химкинская дубрава — одна из немногих хорошо сохранившихся дубрав лесопаркового защитного пояса Москвы — может считаться своего рода эталоном дубовых насаждений ближнего Подмосковья, особенно после вырубки аналогичной по состоянию дубравы в Подушкинском лесу. Также в условиях усиливающейся урбанизации она со временем стала приобретать все большее рекреационное значение для жителей городского округа Химки.

Сейчас этому объекту грозит опасность уничтожения и деградации. Химкинская дубрава нуждается в срочных мерах охраны. Требование сохранить Химкинскую дубраву было включено в «Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км».

Один из наиболее оптимальных вариантов охраны этого ценнейшего природного объекта — создание особо охраняемой природной территории областного значения с соответствующим режимом. Химкинская дубрава сохранится как цельное природное сообщество в том случае, если на ее территории будет запрещена хозяйственная деятельность, связанная со сплошными вырубками леса и строительством капитальных сооружений (в частности, деятельность, связанная с вырубкой леса в полосе отвода «Скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58-й км»).

Источник: Информационный центр НП «Прозрачный мир»
(http://www.transparentworld.ru/ru/news/new120.html) 

 

Химкинская дубрава. Общий вид. 16 ноября 2011 г. Химкинская дубрава по состоянию на 21 июня 2012 г. Химкинская дубрава по состоянию на 22 августа 2012 г.
Химкинская дубрава по состоянию на 20 октября 2012 г. Границы дубравы, совмещенные с проектом Генерального плана городского округа Химки на 2010-2020 гг. Границы дубравы, совмещенные со «Схемой территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития»
Опубликовано:
РИА Новости (http://ria.ru/mo/20121126/912292136.html)
m24 (http://www.m24.ru/articles/9478)
Все новости
Наверх