ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Что сулит контрактная система, или Будут ли доступнее госзакупки для компаний-инноваторов?

18 Июня 2013
События отрасли

«Нет ничего невозможного для человека с интеллектом», — цитировала небезызвестный фильм Наталья Полякова, руководитель службы институциональных инициатив ОАО «Российская венчурная компания», говоря об особенностях контрактной системы в сфере госзакупок: — «Справимся и с этим. Однако, я думаю, что это будет сложно».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступает в силу с 1 января 2014 года и заменит ныне действующий 94-ФЗ. Особенности нового закона, вопросы доступности государственных закупок для инновационных компаний обсудили участники круглого стола «Контрактная система и ее влияние на продвижение инновационной продукции», который прошел в Высшей школе государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова. Организаторами круглого стола выступили ВШГА МГУ и ОАО «РВК» при поддержке Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub).

Участие в мероприятии приняли более 40 специалистов — представители наукоемкого бизнеса, инновационное сообщество, эксперты в сфере государственных закупок (сотрудники Центра инновационного развития Москвы, ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», Ассоциации инновационных регионов России, ООО ИТЦ «СКАНЭКС», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.).

Вячеслав Евсеев (ВШГА МГУ) представил результаты исследования государственных программ по продвижению инновационной продукции в России. Исследование было проведено в 2012-2013 гг. по заказу ОАО «РВК».

Ежегодно из федерального бюджета на госзакупки выделяется порядка 6-7 трлн руб., из них 7-8 % тратится на федеральные целевые программы. К этому следует добавить еще расходы на региональном уровне. В рамках проекта изучена ситуация в 19-ти субъектах, где реализуется более 600 различного рода региональных целевых программ.

— Одной из ключевых проблем является то, что бизнес не знает о программах поддержки, настроен скептически, не доверяет государственным инициативам в сфере инновационной политики. Во многом это связано с отсутствием обратной связи. Для начала решения этой проблемы в рамках проекта вся информация была размещена на едином интернет-ресурсе www.time2market.ru, который обеспечил оперативный доступ участников инновационной экосистемы к консолидированной информации о государственных программах по поддержке инновационного бизнеса, — отметил Вячеслав.

Закон о контрактной системе, который вступает в силу с 1 января 2014 г., во многом продолжил традицию 94-ФЗ. Среди основных положительных аспектов, вошедших в новый закон, можно назвать появление новых форм участия в закупках: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. «Двухэтапный конкурс как раз и был создан для закупки инновационной продукции», — сказала Наталья Полякова.

Опытом работы в условиях 94-ФЗ от лица наукоемкого бизнеса выступила Ольга Гершензон, директор Инженерно-технологического центра «СКАНЭКС», который уже 23 года действует как независимая компания и сегодня является ведущей российской фирмой, предоставляющей полный комплекс услуг в области работы с космическими снимками.

— Мы пережили разные времена: когда не было 94-ФЗ, когда он действует, и надеюсь, проживем и дальше. Наверное, поэтому мы такие сильные выросли, что нам никто никогда никаких денег не давал. Когда в 2012 году фонд «Сколково» дал нашей дочерней компании «СПУТНИКС» грант на 30 млн руб., я искренне плакала, потому что это был первый раз за 23 года, когда государство поддержала нашу идею, — рассказала Ольга Гершензон. Она также обратила внимание на необходимость корректировки статьи 35 закона о контрактной системе, которая говорит фактически о том, что государство будет определять банк, который сопровождает конкретную сделку…

— Действительно, очень часто наукоемкие компании просто не участвуют в тендерах. Представьте: ты приходишь в госструктуру со своей продукцией и понимаешь, что нужно формировать сначала рынок и спрос на эту продукцию, потому что она новая и потенциальные пользователи еще не знают, чем она может быть полезна. К примеру, я уже лет 15 объясняю, что нужно проводить космический мониторинг нефтяных пятен,… — отметила Ольга Гершензон.

Вероятно, доступность госзакупок для компаний-инноваторов увеличится при вступлении в силу 44-ФЗ, где в отличие от 94-ФЗ вводится понятие инновационной продукции, а также понятие о том, что госзаказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Госзаказчик определяет это либо через конкурс с ограниченным участием, где обязательным атрибутом является предквалификационный отбор, либо с помощью проведения двухэтапного конкурса.

Проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Двухэтапный конкурс заказчики вправе провести при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

— При проведении конкурсов заказчик вправе привлекать экспертов или экспертные организации для оценки заявок участников размещения заказов. А для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. В отличие от 94-ФЗ в новом законе вводится понятие «библиотека типовых контрактов», и нам никто не запрещает разработать такой контракт, где будут прописаны права и обязанности таких экспертов. В тоже время мы можем предложить разработать механизм по оценке стоимости своих услуг, — отметил Юрий Ушанов, директор НП СРО специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Также Юрий обратил особое внимание на статью 95 44-ФЗ, согласно которой заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В мае появился проект распоряжения правительства о критериях выбора заказчика. Юрий Ушанов передал документ участникам круглого стола. Он, в частности, позволяет определить вес такого критерия, как цена, при проведении конкурсов согласно 44-ФЗ. В рамках формирования резолюции круглого стола планируется отправить заполненный документ в профильное министерство.

— Мы настолько креативны, что мы в любых условиях можем двигаться в том направлении, которое считаем нужным, — резюмировал перспективы внедрения контрактной системы в России Сергей Картаев, председатель комитета по инновациям Некоммерческого партнерства по развитию торгово-закупочной отрасли «Национальная ассоциация институтов закупок».

Ольга Гершензон, директор
Инженерно-технологического центра «СКАНЭКС»
Наталья Полякова, руководитель службы институциональных инициатив ОАО «Российская венчурная компания» Вячеслав Евсеев, ВШГА МГУ Светлана Инфимовская, заместитель исполнительного директора АИРР

 

Все новости

Подпишитесь на рассылку. 
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх