ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

«Битва титанов» на рынке ДЗЗ

14 Мая 2012
События отрасли

Совет директоров DigitalGlobe без долгого обсуждения 6 мая отклонил очередное предложение о покупке компании, сделанное за несколько дней до этого своим основным конкурентом — компанией GeoEye.

В своем предложении GeoEye оценила бизнес DigitalGlobe примерно в 792 млн долл. США (17 долл. за акцию), что по единодушному мнению членов совета директоров DigitalGlobe свидетельствует о недооценке бизнес-перспектив и финансового состояния компании, а также не отвечает интересам ее акционеров.

В свою очередь DigitalGlobe повторила свое предложение GeoEye о создании объединенной компании, в которой доля акционеров DigitalGlobe составляла бы 60%, а GeoEye — соответственно 40%. Вслед за этим последовал очередной отказ GeoEye, и совет директоров DigitalGlobe, посчитавший последнее предложение GeoEye «недружественным» и «шагом отчаяния», объявил о приостановке дальнейших переговоров до прояснения ситуации с финансированием программы EnhancedView.

Встречные предложения компании делают, начиная с февраля текущего года, когда GeoEye впервые выступила с предложениями по покупке DigitalGlobe. К активизации этой деятельности и усилению тенденции еще большей консолидации рынка ДЗЗ привела ситуация с будущим финансированием программы EnhancedView, вероятность сокращения государственных расходов по которой становится реальностью. Программа предусматривала заключение с компаниями DigitalGlobe и GeoEye 10-летнего контракта на сумму 7,3 млрд долл., которая должна была делиться между этими компаниями примерно в равной пропорции. В настоящее время ожидается, что государственное финансирование программы на 2013-ый и последующие годы будет существенно сокращено. Так объем финансирования работ по контракту в 2013 году может быть уменьшен более чем в 2 раза — с 540 до 250 млн долл. Это способно негативно повлиять и на перспективы создания запланированных компаниями спутников съемки со сверхвысоким разрешением.

Доход DigitalGlobe по итогам 2011 года составил 339 млн долл. (322 млн долл. в 2010 г.), а GeoEye — 356 млн долл. (330 млн долл.). Однако, несмотря на высокодоходный 4 квартал 2011 финансового года, операционная деятельность DigitalGlobe оказалась менее эффективной — по итогам года убытки составили 28,1 млн долл. (в 2010 г. — чистая прибыль 4 млн долл.), у GeoEye чистая прибыль по итогам 2011 года достигла 46,9 млн долл. (в 2010 г. — чистая прибыль 22,7 млн. долл.). Вместе с тем капитализация DigitalGlobe выше, чем у GeoEye — 746 млн долл. против 572 млн долл. По некоторым оценкам, на долю DigitalGlobe приходится основная доля всех коммерческих космических снимков, приобретаемых NGA. Поэтому компания чувствует себя несколько спокойнее своего конкурента.

В составе орбитальной группировки компании используются два спутника — GeoEye-1, запущенный в сентябре 2008 года и позволяющий получать снимки с разрешением 41 см*, а также выведенный на орбиту почти 13 лет назад спутник IKONOS с разрешение до 82 см. Компания застраховала IKONOS до конца 2012 года, но ввиду большого срока использования, намного превысившего расчетный, прогнозировать продолжительность дальнейшего использования спутника затруднительно. Запуск аппарата GeoEye-2, способного вести съемку с разрешением 25 см, намечен на 2013 год. Компания GeoEye осуществляет самостоятельное финансирование работ по его созданию на 54%, но планирует изыскать ресурсы на продолжение работ в случае сокращения финансирования программы EnhancedView, что, однако может привести к изменению сроков его создания и запуска.

Орбитальная группировка DigitalGlobe включает спутники QuickBird, WorldView-1 и WorldView-2, запущенные в 2001, 2007 и 2009 годах Аппараты обеспечивают ведение космической съемки с разрешением 60, 50 и 46 см соответственно. Запуск WorldView-3 с разрешением 31 см и добавленным SWIR-диапазоном планируется осуществить в середине 2014 г. Вероятно, компания продолжит использование WorldView-2 на его нынешней орбите и не станет ее снижать после сентября 2013 года до 496 км, как это предполагалось ранее условиями контракта EnhancedView для повышения пространственного разрешения снимков. Такое снижение высоты орбиты приведет к уменьшению полосы съемки и снижению среднесуточных объемов снятой территории, а это критично для выполнения обязательств перед коммерческими пользователями по всему миру.

По итогам 1 квартала 2012 года рост доходов DigitalGlobe в сегменте коммерческих пользователей составил 22%, в то время как в сегменте услуг для государственных структур – 10%. Свой сдержанный оптимизм относительно будущего DigitalGlobe руководители компании выразили не только отказом принять предложение GeoEye, но корректировкой прогноз по росту доходности бизнеса в 2012 году, который теперь вместо объявленных ранее 11% планирует обеспечить на уровне 14% по сравнению с 2011 годом. Оценки GeoEye по росту доходности своего бизнеса в 2012 году были скромнее – 2% по сравнению с 2011 годом.


* На настоящий момент, согласно американскому законодательству, разрешение панхроматических космических снимков, доступных коммерческим пользователям, загрубляется до 0,5 м, а мультиспектральных до 2 м.

При подготовке материала использовались данные: spaceref.biz и spacenews.com.

Все новости

Подпишитесь на рассылку. 
Раз в неделю мы будем присылать только свежие и актуальные новости.

Наверх