Истечения из затонувших частей танкеров продолжаются
С помощью космической радиолокации ГК «СКАНЭКС» в мае 2025 г. продолжала следить за местом аварии в Керченском предпроливье. Анализ ситуации с использованием исключительно радиолокационных изображений (РЛИ) показал, что истечение из затонувших частей танкеров продолжается (рис. 1-6).
На РЛИ Sentinel-1A от 17.05.2025 г. (рис. 1) из носа затонувшего танкера «Волгонефть-239» и носа «Волгонефть-212» в направлении берегов полуострова Крым при умеренном юго-западном ветре четко прослеживается разлив нефтепродукта. Также 17 мая 2025 г. у берегов Таманского полуострова к югу от мыса Панагия из затонувшей кормы танкера «Волгонефть-239» отобразился разлив загрязнений, дрейфующий в направлении Керченского пролива при умеренном северо-восточном ветре.
Рис. 1. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A от 17.05.2025, 03:39 UTC. © ESA
На РЛИ от 18.05.2025 (рис. 2) на месте катастрофы продолжает просматриваться истечение загрязнений. Из носовой части танкера «Волгонефть-239» при умеренном юго-западном ветре в направлении Таманского полуострова прослеживается дрейф нефтезагрязнений, растянувшихся на более чем 5 км.
Рис. 2. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A от 18.05.2025, 15:27 UTC. © ESA
На РЛИ от 22.05.2025 (рис. 3) из носовой части танкера «Волгонефть-239» при слабом юго-восточном ветре отобразилось нефтезагрязнение шириной до 400 м и длиной более 10 км, дрейф которого направлен к Таманскому полуострову.
Рис. 3. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A от 22.05.2025, 03:48 UTC. © ESA
На РЛИ от 23.05.2025 (рис. 4) из носовых частей танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» продолжается истечение загрязнений, дрейфующих при слабом северном ветре в направлении открытого моря.
Рис. 4. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A от 23.05.2025, 03:41 UTC. © ESA
На РЛИ от 28.05.2025 (рис. 5) опять отобразилась утечка нефтепродукта из носовой части танкера «Волгонефть-239», продолжается истечение загрязнений, дрейфующих при слабом северном ветре в направлении открытого моря.
Рис. 5. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A от 28.05.2025, 03:49 UTC. © ESA
На РЛИ от 29.05.25 (рис. 6) снова отобразилось истечение нефтепродукта из носовой части танкера «Волгонефть-239», дрейфующего при умеренном юго-западном ветре в направлении Таманского п-ова длиной около 6,5 км.
Рис. 6. Фрагмент РЛИ Sentinel-1A от 29.05.2025, 03:39 UTC. © ESA
Наконец, подтверждением нашего заключения служат оптические снимки спутника Sentinel-2, полученные 22.05 и 24.05.2025 (рис. 7), на которых различается цвет пленок (характерный для растекающихся нефтепродуктов), что однозначно позволяет утверждать, что из затонувших частей танкеров сочатся именно нефтепродукты, создающие на морской поверхности пленочное загрязнение. На снимке от 24.05.2025 (рис. 6, внизу) в месте катастрофы у носа танкера «Волгонефть-239» видны два танкера, по-видимому, ведущие откачку мазута.
* Новость подготовлена студентами МИИГАиК, проходящими практику в ГК «СКАНЭКС».
Рис. 7. Истечение из затонувших носовых частей танкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212» остаточных нефтепродуктов на оптических снимках Sentinel-2 © ESA