ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Спутниковый мониторинг экологии морей России выявил, что в Белом море загрязнений нет, а Балтийское и Черное моря - самые проблемные

22 Июня 2009
В СМИ (до 2012)
Подведены первые итоги спутниковой радиолокационной съемки акваторий пяти морей вокруг России. Проект выполняется Центром «СканЭкс» в интересах госзаказчика с целью оценки экологического состояния акваторий Балтийского, Черного, Белого, Каспийского и Охотского морей.


Как сообщает пресс-служба Центра «СканЭкс», по результатам обработки более 50 снимков спутников RADARSAT-1 (Канада) и ENVISAT-1 (ESA) установлено, что самыми проблемными по степени загрязненности нефтепродуктами являются Финский залив Балтийского моря и Черное море. Загрязнений в Белом море не обнаружено.

Результаты выполненной Центром «СканЭкс» съемки показали, что самым загрязненным из наблюдаемых акваторий оказался российский сектор Финского залива. Загрязнения антропогенного происхождения отмечены на девяти из 17 спутниковых кадров.

Подавляющая часть выявленных загрязнений относится к судовым разливам нефтепродуктов. Один из разливов подтвержден результатами наблюдений 2 июня с судна MCS Malin и получил огласку в СМИ. По сообщению, поступившему через Госморспасслужбу, в Финском заливе в районе острова Сескар зафиксировано пятно нефтепродуктов шириной 180 метров длиной 3 мили.

На радиолокационном снимке, принятом со спутника RADARSAT-1 в 08:34 мск 2 июня, действительно был обнаружен нефтеразлив в районе острова Сескар в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, состоящий из нескольких пятен, самое крупное из них имеет длину около 5 км и ширину до 400 м.

По оценке эксперта, руководителя отдела оперативного радиолокационного мониторинга ИТЦ «СканЭкс» Виктории Затягаловой, обнаруженное загрязнение имеет характерную для судовых разливов форму и расположено рядом с судоходной трассой. Оно состоит из ряда вытянутых в линию пятен, имеющих размытые границы, в связи с чем его можно охарактеризовать как старый разлив, просуществовавший на морской поверхности более 8-12 час до съемки; общая площадь загрязнения составляет около 1,3 кв. км.

Антропогенные загрязнения обнаружены также в Лужской губе в районе строящегося порта Усть-Луга.

- Активизация транспортировки нефтепродуктов судами через Финский залив требует применения современных спутниковых технологий для контроля экологической обстановки. Сегодня такие технологии доступны и в России, — отметила вице-президент ИТЦ «СканЭкс» Ольга Гершензон.

Считается, что основной вклад в загрязнение морей вносят крупные аварийные разливы нефти, аналогичные Керченской катастрофе 2007 года. Но, по данным ООН, суммарный вклад аварийных разливов составляет лишь 10-15 процентов, а главными источниками остаются повседневные загрязнения от стоков рек, предприятий и судовых сбросов неочищенных вод.

В целом, итоги мониторинга оказались довольно неожиданными. Спутниковая съемка выявила высокий уровень загрязненности акватории Финского залива вдоль судоходных трасс. Основными источниками нефтезагрязнений являются судовые сбросы нефтепродуктов и неочищенных вод. Ранее считалось, что Балтика находится под пристальным контролем, что удерживает капитанов судов от нарушений экологического законодательства.

<p style=text-align:right;><i>Источник: Мурманский бизнес-портал b-port.ru (http://www.b-port.com/news/archive/2009-06-22-8/)</i></p>
Все новости
Наверх