ЛИДЕР В СФЕРЕ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА
RU EN

Состояние акваторий пяти морей России: итоги спутникового радиолокационного мониторинга

14 Января 2009
Охрана природы
В период <b>с 15 по 27 декабря 2008 года</b> специалисты ИТЦ «СканЭкс» в интересах МЧС России выполнили программу спутникового радиолокационного мониторинга, направленную на оценку судовой обстановки и обнаружения загрязнений нефтью и нефтепродуктами акваторий пяти российских морей (Баренцева, Охотского, Японского, Каспийского и Черного морей).


В ходе проекта станции приема космической информации Центра в Москве и Магадане осуществляли прием данных со спутников <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=radarsat&id=index" target="blank" >Radarsat-1</a> (Канада) и <a href="http://www.scanex.ru/ru/data/default.asp?submenu=envisat&id=index" target="blank" >Envisat-1</a> (Европейское космическое агентство) в различных режимах съемки, как высокого так и среднего разрешения с размером кадра от 50х50 до 500х500 км2. Обработанная космическая информация в оперативном режиме доводилась до потребителей в регионах России посредством геопортала «Космоснимки — моря России» (<a href="http://new.test.kosmosnimki.ru/" target="blank" >http://new.test.kosmosnimki.ru/</a>) в открытом и в закрытом режимах.

Основными потребителями информации о состоянии морских акваторий выступили Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС (НЦУКС) и региональные центры МЧС России.

В течение двухнедельного спутникового мониторинга приняты, обработаны и проанализированы 37 снимков.

<i><b>Результаты контроля загрязнений акваторий нефтью и нефтепродуктами</b></i>
За период мониторинга выявлены пятна (24 слика на 11 снимках) различных размеров и происхождения (разливы нефтепродуктов с судов, выносы со стоком рек, хозяйственно-бытовые и промышленные стоки, нефтяные разливы с платформ).

Наиболее значительные нефтяные загрязнения площадью более 20 км2 были обнаружены 20 и 23 декабря 2008 года в Каспийском море у Апшеронского полуострова в районе месторождения «Нефтяные камни» (зона ответственности Азербайджана).

В Японском море на снимках 16 и 20 декабря в районе пролива Босфор Восточный обнаружены антропогенные загрязнения площадью более 2,5 км2, обусловленные выносами из бухты Улисс, а также, предположительно, строительными работами на о. Русском.

Серия снимков акватории Охотского моря (18 – 25 декабря) позволила зафиксировать загрязнения нефтепродуктами, связанные, главным образом, со сточными водами рек, промышленными и хозяйственно-бытовыми стоками. 21 декабря отмечено появление ряда пятен судового происхождения. Максимальная площадь загрязнений составила порядка 1 км2.
В Черном море на подходных путях к порту Новороссийск 18 декабря выявлен ряд судовых разливов площадью не превышающей 1-4 км2, приуроченных к судоходным трассам. По данным АМП Новороссийск, на основании полученных снимков ведется расследование с целью выявления судов, причастных к разливам.

В акватории Баренцева моря ветровые условия в период мониторинга не способствовали обнаружению загрязнений.

По результатам выполненных радиолокационных съемок уточнились потенциальные районы с высокой вероятностью обнаружения загрязнения акваторий. <b>К зонам риска относятся:</b>
— пролив Босфор Восточный и его бухты у города Владивосток (Японское море),
— залив Анива в районе поселка Корсаков (Южный Сахалин, Охотское море),
— трассы в районах интенсивного судоходства и подходные пути к порту Новороссийск (Черное море),
— месторождение «Нефтяные камни» на полуострове Апшерон (Азербайджан, Каспийское море).

<i><b>Результаты контроля судовой обстановки </b></i>
На базе НЦУКС проведено сравнение судовой обстановки, определенной по спутниковым снимкам в рамках проекта мониторинга пяти морей, с судовой обстановкой, передаваемой по системе контроля положения судов по линии Минтранса России (ЕСИМО).

Основные результаты сравнительного анализа судовой обстановки:
— спутниковые радиолокационные изображения содержат более полную и объективную информацию о числе и положении судов, чем система контроля, где отображается только часть судов под флагом России;
— система полного и объективного контроля судовой обстановки требует совместного использования результатов спутниковой радиолокационной съемки, (которая в отдельности не позволяет однозначно идентифицировать суда) и дополнительной информации из систем автоматической идентификации судов АИС, управления движением судов СУДС, и др. Такая комплексная система позволит выявлять аварийные, неисправные, нелегальные и браконьерские суда, на которых в силу разных причин не действуют радиосистемы автоматического опознавания;
— сочетание информации объективного радиолокационного мониторинга и систем автоматического опознавания судов позволит оперативно осуществлять поиск и спасение аварийных судов, терпящих бедствие.

<i><b>Результаты контроля ледовой обстановки</b></i>
Одной из задач мониторинга пяти морей являлась наблюдение за ледяным покровом в российских акваториях.
В период выполнения съемок отмечено образование льда в заливе Петра Великого у Владивостока, у восточного побережья Сахалина и в Татарском проливе, в северной части Каспийского моря.

На Каспийском канале начались регулярные ледокольные проводки судов, которые могут использовать спутниковую радиолокационную информацию в качестве опорной при прокладке маршрутов движения караванов судов.
Серия проведенных съемок, прежде всего, позволяет оценить динамику образования ледяного покрова.

<i><b>Итоги</b></i>
За время двухнедельного мониторинга акваторий пяти российских морей с 15 по 27 декабря 2008 года в едином информационном сервисе был собран массив радиолокационных изображений с указанием положения судов и антропогенных загрязнений, включая нефтяные.

В столь значительном масштабе оперативные сервисы доведения спутниковых данных до потребителей в нашей стране были реализованы впервые.

В результате осуществления проекта мониторинга пяти морей России создана и испытана технология всепогодного спутникового контроля экологической и судовой обстановки в акваториях морей России с оперативным доведением информации до конечных пользователей в течение 1-2 часов после съемки.

«Важно разработать систему интеграции спутниковой информации в системы контроля и принятия решений МЧС и других ведомств», — отмечает вице-президент ИТЦ «СканЭкс» <b>Ольга Гершензон</b>.

Технология оперативного спутникового мониторинга экологической и судовой обстановки может быть быстро адаптирована под задачи различных ведомств и частных заказчиков. В частности, разработанная технология может быть востребована среди нефтяных компаний, ведущих разработку месторождений в пределах российского шельфа.

Антропогенные загрязнения в районе пролива Босфор Восточный у Владивостока, Японское море (выделено красным цветом), 16.12.2008, RADARSAT-1 (CSA, MDA, Scanex, 2008)

Судовые разливы на подходных путях к порту Новороссийск, Черное море (выделены красным цветом), 18.12.2008, RADARSAT-1 (CSA, MDA, ScanEx, 2008)

Нефтяное загрязнение в районе месторождения Нефтяные камни в зоне ответственности Азербайджана, Каспийское море (выделены красным цветом), 23.12.2008, RADARSAT-1 (CSA, MDA, ScanEx, 2008)

Караван судов в сопровождении ледокола (желтые точки) движется по фарватеру Каспийского канала. Каспийское море, 26.12.2008, RADARSAT-1 (CSA, MDA, ScanEx, 2008)

Суда (желтые точки) перед входом в Каспийский канал, ожидающие ледовой проводки перед кромкой сплошных льдов. Каспийское море, 26.12.2008, RADARSAT-1 (CSA, MDA, ScanEx, 2008)

Все новости
Наверх